Добрый день!
Никогда бы не подумал, что мое шутливое замечание о "коде национальности" может породить такое обсуждение. В связи с тем, что дискуссия уже основательно ушла в сторону (и даже сразу в несколько), я позволю себе высказать некоторые свои соображения, стараясь при этом максимально абстрагироваться от сложившегося отрицательного отношения к личности некоторых оппонентов.
Спор между "государственниками" и "негосударственниками" (либералами) -- назовем так условно -- представляется бесконечным и бессмысленным, потому что у них разные "аксиоматики". Кроме того (это ж не точная наука!) помимо аксиом здесь играют большую роль подсознательные предпочтения, которые зачастую трудно даже точно сформулировать.
Слова "армия, долг перед родиной, нация, держава" вызывают у "негосударственников" примерно те же чувства, что и "наркотики, легализация проституции, неограниченная свобода слова" -- у "государственников". Переубедить друг друга они вряд ли смогут, проще друг друга перестрелять.
Попытаюсь сформулировать свою точку зрения, начав с очевидных (на мой взгляд) вещей.
1. Тезис о том, что "лучше вообще не страна, не государство" представляется мне очень удачным в том смысле, что сразу позволяет увидеть абсурдность. Это все равно, что сказать, что лучше всего было бы ехать в поезде, у которого "нет последнего вагона". Отцепив последний вагон, мы не решим проблему, т.к. предпоследний станет последним и т.д. Если завтра "отменить государство", то все равно возникнет нечто диктующее и управляющее, пусть под другим именем. Даже если "распылить" страну на части размером с микрорайоны Москвы, то все равно в каждом будет кто-то или что-то, осуществляющее функции принуждения и наказания (в микрорайоне Солнцево, например, этим будет заниматься одноименная группировка, в других микрорайонах, видимо, другие). Человечество еще никогда не жило без государства и, скорее всего, жить без него не сможет.
2. Ну хорошо, а можно ли государство настолько ослабить, чтобы оно вроде бы и было, но его почти как бы и не было? Мне кажется, ответ можно вычислить из истории: если государственная власть слаба, то неизбежно к власти придут другие правители, которые вышвырнут предыдущих и устроять сильное (и, скорее всего, жестокое) государство. Т.е. опять та же ситуация, как в рецептом "отцепить последний вагон". Примеры: Россия в период Временного правительства, Германия перед приходом к власти Гитлера и др. Математически это похоже на положение неустойчивого равновесия динамической системы (например, седло): формально система могла бы оставаться в нем сколь угодно долго, но реально такого никогда не будет (вылетим со свистом по траектории, близкой к неустойчивой сепаратрисе).
3. Оптимальный режим мне представляется таким образом: государство должно быть сильным в той степени, чтобы, во-первых, быть устойчивым, во-вторых, обеспечивать некоторые функции (ради чего оно существует). Определить конкретные границы этого влияние трудно, как и перечислить все функции. На это не хватит ни нашего форума, ни моей жизни (доживи я хоть до пенсионного возраста, в чем сумлеваюсь). Поэтому остается только неречислить несколько очевидных функций, которые государство обязано обеспечивать.
4. Либералы и борцы с государством основываются (явно или неявно) на некотором списке прав, обязанностей и запретов, который они считают совершенно естественным и само собой разумеющимся. А все остальное предполагается от лукавого. Однако никогда невозможно понять, на чем основана эта вера и почему этот список таков. Даже когда следование их стратегии очевидно приводит к катастрофе, они склонны винить в этом не себя и не свои идеи, а всех остальных. Приведу простые примеры.
5. "Приватизация" привела к тому, что все основные ресурсы попали в руки сравнительно небольших групп людей, а основной массе населения ничего не досталось? -- Так виноваты те же люди: им нужно было во-время подсуетиться и приобрести (видимо, на свой "ваучер" ) заводы и нефтяные вышки (как будто это можно было сделать). Из-за этого не хватает денег на зарплаты учителям, преподавателям, врачам? -- Ничего страшного: это ведь не противоречит никакому пункту из либерального списка. Вот если бы, например, кто-то предложим ввести закон о том, что учителям и врачам запрещено проводить митинги и демонстрации протеста против низкой зарплаты, либералы бы возмутились (ну, правда: ведь право на демонстрации -- это святое! Кто не согласен -- тому пожизненный херем с гвоздями). Но не приходит в голову, что ситуация выглядит просто комично: следствие оказывается важнее причины.
Наркоторговля и наркомания в России приняла чудовищные размеры. Тут называют разные цифры, я не могу, разумеется, проверить их подлинность, но доверяю рассказам людей, которые сами сталкивались с этой бедой. Это особенно заметно в небольших городах, где жизнь более открытая и где "все друг друга знают". Да там иногда достаточно просто посмотреть, сколько шприцев валяется под ногами в местном парке или на пустыре. Но либералов это не волнует. Ведь право принимать или не принималь наркотики -- это неотъемлемая часть списка их свобод, а борьба с этим означала бы нарушение этих прав! Гибель же от наркотиков (или от спида, гепатита и прочих радостей, которые часто сопутствуют этому) не входит в список того, против чего борются либералы. Отсюда и вывод: силовая борьба с наркоманией -- чистой воды преступление против либеральных ценностей. Это, конечно, логичный вывод, но верны ли исходные аксиомы?
Необходимым условием существования любой страны или цивилизации является, очевидно, поддержание рождаемости не ниже определенного уровня. Иначе она исчезает, и приходит что-то другое. В России население сокращается ударными темпами уже более 10 лет. Либералов это совсем не заботит. В крайнем случае, они говорят, что это -- не их функция (а того самого государства, против которого они выступают). Однако, похоже, это просто отговорка: их это действительно не интересует. Но тогда ЗАЧЕМ нужно бороться за какие-то права, если стремиться к нулю число тех, кто мог бы воспользоваться этими правами?
6. Резюмируя, создается впечатление, что либералы просто неадекватны. Они, как автоматы без "обратной связи", тупо следуют своей программе, своей идеологической схеме, отстаивают то, что им кажется важным и само собой разумеющимся, а все, что с этим не согласуется, объявляют трефой. Иногда это можно объяснить тем, что это люди, которые много лет провели в "борьбе с советским режимом", подвергались преследованиям, сидели в тюрьме, и поэтому продолжают по инерции отталкивать ВСЕ, что хотя бы косвенно связано с ЛЮБЫМИ проявлениями государственности, государственной силы. Как в старом советском анекдоте. Шестидесятые годы. Из леса вылезает бородатый мужик с автоматом и спрашивает бабку: "Бабка, а где немцы?" -- "Так ведь война уж 20 лет назад закончилась, милок..." -- "Ух ты, б..., а я-то до сих пор поезда под откос пускаю."
Впрочем, это объяснение в большинстве случаев не годится: ведь далеко не все либералы боролись с "советским режимом", более того, многие-то почти и не жили при нем! Так что тут должна быть какая-то другая причина. Объяснение, что они являются агентами какой-либо из спецслужб или агентами "международного жидо-масонского заговора" тоже кажется мне слабым. Можно попытаться найти ответ, расспросив кого-либо из представителей этого течения о том, под влиянием каких факторов сложилось его мировоззрение, о его жизни, в конце концов... Это чертовски трудно, как всегда трудно бывает влезть в чужую душу, да и нет никакой гарантии, что ответы будут искренними и правдивыми. Тем более, что такой разговор скорее всего не состоится, перерастет во взаимную ругань...
7. Отдельный вопрос. О Чечне. Для ясности сразу же выскажу свою позицию о войне и жестокости: жестокость с ОБЕИХ сторон считаю ОДИНАКОВО мерзкими и отвратительными. Когда при артобстреле чеченской деревни 8-летней девочке открывает ноги и когда захваченного в плен русского паренька режут ножом на части, -- оба случая вызывают ужас и отвращение (я написал эту фразу и потом сообразил, что случаи выбрал не совсем симметричные, но мысль, наверное, и так понятна). И вряд ли можно оправдать один случай другим, что убийство русского -- возмездие за чеченку, а убийство чеченки -- возмездие за русского.
Однако позиция либералов и либеральных СМИ в этой войне была далеко не столь объективна, как они преподносят. Они явно сочувствовали "чеченскому сопротивлению" (или как там они благородно это называли), а "федералы" считались врагами. Схема их рассуждений простая до опупения: это противостояние маленького и гордого народа вооруженным русским захватичикам, которые, под влиянием извечных антилиберальных российских имперских амбиций готовы душить все национальности и вот пришли в Чечню... Это можно было бы понять, если бы либералы ОДИНАКОВО реагировали на ВСЕ проявления насилия, в том числе и на те, которые проявили чеченцы по отношению к русским, еще до начала всякой войны (конец 80-х -- начало 90-х годов). По отношению к русским, имевшим несчастье тогда жить в Чечне, был проявлен самый настоящий генодиц (именно генодиц, так как по национальному признаку). Русское население писало тогда бесконечные письма Ельцину, в Верховный Совет, Ковалеву (который был тогда "советником по правам человека" при Ельцине), на телевидение, в газеты и еще хрен знает куда. Все эти письма остались без ответа. А ведь это был случай массового нарушения именно тех прав человека (права на жизнь, безопасность, на жилье), которые с пеной у рта отстаивают все либералы. Фактически, руководство Чечни проводило "скинхедство" в государственном масштабе по отношению к русским. Даже в официальной газете "правительства Ичкерии" были статьи такого содержания, что, мол, русские, убирайтесь отсюда (при этом нужно понимать, что за оставленные квартиры выплачивались такие символические цены, что на них невозможно было купить и комнату в коммуналке). Если быть оъективным и признать, что страдания русских ничем не отличаются от страдания людей других национальностей, то непонятно, почему либералы, которые до сих пор возмущаются, например, "советским антисемитизмом" (не знаю уж, право, действительным или мнимым), совершенно равнодушны к довоенным издевательствам и убийствам русских в Чечне. Один мой знакомый, живший тогда в Чечне, написал об этой жизни рассказ (есть в интернете, если интересно). Один эпизод я процитирую ниже. А в заключение хочу сказать, что сказки от том, что либералы и правозащитники защищают права всех людей в равной степени, нужно рассказывать в другом месте (лучше всего, на каком-нибудь из форумов либеральной направленности).
Юрий Кондратьев.
Грозный - несколько дней из года.
Цитата
Обычно я возвращался из гаража после 12-ти ночи. К тому времени было уже более менеее "спокойно". Все уже успевали "нагуляться" и вернуться восвояси. В этот раз, счастливый, я просто не подумал что выбрал неудачное время. "Запрыгнул" в трамвай, сел на одно из передних сидений за водителем и погрузился в мысли о том что еще можно сделать в "машинном" процессе. В вагоне было только несколько пожилых людей сидевших кое-где по салону. На следущей остановке вошла кучка молодых чеченов и как всегда остановившись у
заднего стекла начала гоготать. Я понимал, что если они обратят на меня внимание, мне не сдобровать, но до моей остановки оставалось всего два проезда. Однако надеялся я зря. Голоса стали приближаться и становились все более злыми и визжащими, они "накручивали" себя. Мгновенный расчет - по голосам четверо. Надеяться на "джентельменскую" драку глупо. Недаром, еще двести лет назад им присвоили кличку "шакалы". Плюс к этому ножи. Если начну сопротивляться, все равно зарежут, но тогда под угрозой и моя жена, ведь они не успокоятся, пока не отомстят семье своей
жертвы, которая "посмела" сопротивляться. Оставалось одно, скрипеть зубами и терпеть.
- "Ну что, жид, здесь тебе не Москва"....
Удар сбоку в лицо! Очки вдребезги, кровь залила глаз. Удары еще и еще... Перестал что-либо соображать, в ушах звон, только одна мысль, не двигаться и не упасть. Остановка, голоса стали удаляться. Попробовал провести "ревизию". Осколок стекла над глазом - выдернул. Кто-то подал разбитые и измятые очки. Сказал спасибо и бросил их на пол. Встал, осмотрелся, один глаз еще видит. Те же
самые пожилые люди, все смотрят вниз, на пол. Я их понимаю и не осуждаю. Только одна старушка-чеченка, недалеко от меня начала охать. "Вах-вах! Что они с тобой сделали, хулиганы!". Вот тут я не выдержал, ручьем потекли слезы. От бессилия, от необходимости сдерживать себя и не пытаться дать сдачи, от стыда и ненависти к себе...
-- "А что же ты раньше молчала? Ведь это же ТВОИ внуки! Они же ОБЯЗАНЫ тебя слушать. А теперь ты меня жалеешь? Запомни!!! Когда вас будут уничтожать как бешенных собак, будут убивать твоих детей, внуков, вспомни меня! Вспомни как ты молчала!"
Трамвай остановился, я вышел. Как дошел домой, не помню.