29.08.2004 03:35 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 183 | Влияние личного опыта на мировоззрение Раньше я думал, что большинство людей с физико-математическим образованием (особенно те, что постарше) - агностики, скептики или материалисты. Однако на форуме высказывались мнения, что 1) человек с другим восприятием мира (шаман) может левитировать или что 2) некоторые священные писания заслуживают большего доверия, чем хорошая современная литература. Интересно, есть ли случаи, когда такие религиозно-философские вкусы основаны на личном опыте ("критерий истины - практика"), или же они полностью определяются средой общения/воспитания (в том числе пропагандой, модой и т. п).
|
29.08.2004 04:04 Бойко | Ночной ответ Я не обладатель тех самых вкусов, так что не знаю, что у них на уме. Пропаганда скорее всего ни при чём. А вот умирать "просто так" никто не хочет. Кстати, Свинтус уже в Тибете вроде успел побывать. :-) :-) :-)
|
29.08.2004 09:55 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 1 732 | Ответ 1)Я не писал, что шаман может левитировать в нашем с Вами вариатне восприятия- я этого не знаю. Но меня интересует может сам наблюдать свою левитацию. Любые аспекты для нас ненаблюдаемы- поскольку любые результаты эксперимента можно интерппретировать как угодно- если он этого по его словам не наблюдал, то это может интерпретироваться как неадекватность нами чтения\перевода его сло из его мира в наш, если же наблюдал, а мы нет, то можно все списать на "психическое заболевание", ну а если и он и мы наблюдали, то это совсем интересно и в общем-то интересно и в нашей реальности, это просто говорит о том, что мы интерпретируем эти конкретные действия также как и он- но ничего против самой теории тоже не говорит. 2)А Вы не заметили, что эта теория и есть скептицизм, только по отношению к СВОЕМУ миру и СВОЕЙ культуре. 3)Конкретно у себя я не заметил никаких предпочтений священных писаний современной литературе, правда непонятно, какую современную литературу считать хорошей, и почему предпочтение нужно отдавать именно современной литературе - то есть я то ее предпочитаю и причем ту же вероятно, что Вы имеете в виду, но предпочитаю только потому, что более адекватны моему миру... 4)Религиозное мировоззрение у самостоятельно мыслящих людей образованных в материалистическом духе(а такое бывает), является вероятно результатом их личного опыта, просто интерпретировать этот опыт можно по-разному С уважением Свинтус
|
29.08.2004 13:23 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 183 | уточнение Цитата
Свинтус писал: 2)А Вы не заметили, что эта теория и есть скептицизм, только по отношению к СВОЕМУ миру и СВОЕЙ культуре.
Да, хорошее замечание. Только откуда у рационально мыслящих людей берётся скептицизм к научному объяснению мира? Достаточно лишь литературного влияния и неудовлетворённости обычной жизнью или же человек сталкивается с конкретными фактами, которые трудно объяснить с материалистических позиций? Цитата
Свинтус писал: 3)Конкретно у себя я не заметил никаких предпочтений священных писаний современной литературе, правда непонятно, какую современную литературу считать хорошей, и почему предпочтение нужно отдавать именно современной литературе - то есть я то ее предпочитаю и причем ту же вероятно, что Вы имеете в виду, но предпочитаю только потому, что более адекватны моему миру...
Эта часть вопроса относилась, главным образом, не к Свинтусу, а к сторонникам монотеистических религий. Я неточно выразился: имелось в виду не литературные предпочтения, а религиозное отношение (вера). Например, можно считать, что книги Ричарда Баха - фантазии и лирика (это "нормальное" отношение к литературе), а книги Карлоса Кастанеды большей частью соответствуют его настоящим воспоминаниям (это "религиозное" отношение, свойственное для верующего). Цитата
Свинтус писал: 4)Религиозное мировоззрение у самостоятельно мыслящих людей образованных в материалистическом духе(а такое бывает), является вероятно результатом их личного опыта, просто интерпретировать этот опыт можно по-разному.
Бывает "обычный" опыт: накопление жизненных историй, знакомство с добром и злом в разных формах и пониманиях, любовь, дружба, важные поступки, радость и страдание, гибель близких людей, понимание собственной смертности и пр.; а бывает "мистический" опыт: предвиденье, ясные сны, выходы из тела, телепатические контакты и ещё более странные явления. Достаточно ли жизненного опыта первого рода, чтобы сбить математика (физика, химика, биолога) с материалистической позиции?
|
29.08.2004 19:45 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 1 732 | Почему я не удовлетворен материализмом 1)Чистый материализм(без обрамляющих теорий) мне не нравится в основном, по причинам его основанности, на некоторых взятых в достаточной степени "с потолка" предположениях, таких как, например, положение о существовании абсолютной истины- то есть существования некоторой для любого события его "выделенной версии", которая происходила "на самом деле" - это мне кажется некоторым рудиментом монотеистических религий с их абсолютным богом, некий вариант "принципа индукции", позволяющий делать заключения о никем не наблюденном, "бритва Оккама", принципы логики, игнорирование существенной разницы в видении мира в различных культурах(точнее уверенность опять же в превосходстве и большей истинности своего видения) и так далее... Важнейшим здесь является принцип абсолютной истины, впрочем и другие не упомянутые здесь и даже, возможно, незамечаемые мной принципы могут играть очень важную роль... Вторым, значительно менее важным аргументом, направленным скорее против структуры науки в ее существующем виде, является полное игнорирование научным процессом мистического опыта и объявление всего находящегося вне основного русла развития науки несуществующим сразу. При этом меня не волнует существование/несуществование этих феноменов(в плане аргумента против материализма), но волнует отношение ко всем феноменом подобного рода как к несуществующим...- впрочем, это, конечно, абсолютно непринципиальный аргумент. Стоит, однако, отметить, что материализм, как и любая другая достаточно развитая концепция не может быть опровергнут "изнутри", вся адекватная критика на самом деле может носить лишь внешний характер и быть направлена лишь против абсолютизации теории, так как она внутренне непротиворечива и кроме того принципиально открыта. 2)Бывает вполне достаточно и обычного опыта С уважением Свинтус
|
30.08.2004 01:44 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 183 | да, но есть ли альтернативы? Цитата
Свинтус писал: 1)... существования некоторой для любого события его "выделенной версии", которая происходила "на самом деле"
Если человек ещё отличает воду от вина и не может превратить одно в другое, то для него пока нет смысла сомневаться в "выделенной версии". Цитата
Важнейшим здесь является принцип абсолютной истины...
Мне тоже не нравится это понятие, но оно не так уж и нужно. Достаточно того, что некоторые относительные истины неплохо согласуются, а приборы при хорошей настройке и подходящей интерпретации не противоречат друг другу. Материализм - это не полное собрание сочинений известных авторов, а убеждённость в том, что психика и сознание полностью определяются процессами в мозгах. Цитата
Свинтус писал (об отношении науки к мистическому опыту): При этом меня не волнует существование/несуществование этих феноменов(в плане аргумента против материализма), но волнует отношение ко всем феноменом подобного рода как к несуществующим...
В том-то и дело: если не существуют, то зачем относиться как к существующим? Парадигма стремится к самосохранению - это нормально. Вопрос в том, имеется ли опытный материал, чтобы её низвергнуть. Цитата
2)Бывает вполне достаточно и обычного опыта С уважением Свинтус
Спасибо за ответ.
|
30.08.2004 01:54 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 183 | "просто так" Цитата
Бойко писал: Я не обладатель тех самых вкусов, так что не знаю, что у них на уме. Пропаганда скорее всего ни при чём. А вот умирать "просто так" никто не хочет.
Совсем-совсем никто? Если быть уверенным в реинкарнациях, то почти наверняка захочется полного прекращения. :) А без пропаганды (=рекламы, литературы, фильмов и т. п.) очень немногие стали бы думать о религиях. Цитата
Кстати, Свинтус уже в Тибете вроде успел побывать. :-) :-) :-)
Серьёзно? А там кто-то остался, кроме призраков китайских комиссаров?
|
30.08.2004 09:12 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 2 | ответ А разве это практически не одно и то же?(среда обитания обуславливает личную практику)
|
30.08.2004 10:56 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 1 732 | Есть 1)Смысл в сомнении в существовании "выделенной версии" можно привести много примеров, где этот принцип не имеет смысла. 2)Ключевые слова "подходящая интерпретация" и "некоторые относительные истины". 3)Это какое-то очень странное определение материализма- а если процессы не в мозгах, а еще где-то это,что как-то мешает материализму? Или есть, например, люди считающие себя машиной Тьюринга и верящие при этом в абсолютного Бога- они материалисты? 4)Мистический опыт в той или иной форме сопровождал людей на протяжении всей истории человечества... Игнорировать само существование этого опыта странно... А парадигма стремится к самосохранению, конечно... 5)Альтернативы есть, например, материализм вместе в пониманием относительности, равноправности и обусловленности этого конкретого мировоззрения культурой... С уважением Свинтус
|
30.08.2004 17:55 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 183 | вот о чём речь Цитата
Jas писал(а) : А разве это практически не одно и то же?(среда обитания обуславливает личную практику)
Не совсем понял, на какой вопрос Вы отвечали. Наверное, я плохо сформулировал мысль. Вопрос можно поставить так: найти необходимые или достаточные условия, что человек с рационалистическим складом ума серьёзно увлекался религией в течение длительного времени. Может ли такой человек долго доверять религиозному учению, не получая подтверждений в виде необычных психических состояний, аномальных явлений и т. п.
|
30.08.2004 18:14 Дата регистрации: 21 год назад Посты: 55 | такая формулировка тоже так себе Т.к. слова "с рационалистическим складом ума" делают весь вопрос бессмысленным и флеймовым. Типичный материалист вам ответит что-нибудь в стиле: "Склад ума верующего человека по определению нельзя назвать рационалистическим - он же верит!" И начнется спор, вызывающий ощущение deja vu: а каждый во что-нибудь верит, в том числе и материалисты... а бритва Оккама... а порочный круг в аргументах гностицизма... а неконструктивность агностицизма... тра-ля-ля. Надо еще раз переформулировать. Написать, например, "умный". Или "способный закончить мех-мат". Или "воспитывавшийся в семье атеистов". В общем, уточнить условия. No offence. No direct gain. Deeds, not words do have value.
|
30.08.2004 18:23 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 1 732 | А в самом деле, что такое рационалистический склад ума? Прошу объяснить мне смысл этого понятия, а заодно и понятия рациональность. С уважением Свинтус
|
31.08.2004 10:49 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 183 | человек, которому интереснее эксперименты и рассуждения, чем эмоции Я имел в виду subj, но формулировка "способный закончить мех-мат" тоже неплоха. Люди могут запоминать события, эмоции и рассуждения (а также всё понемножку и много чего другого). Многие мои знакомые, связанные с искусством и гуманитарными науками, обращают большую часть внимания на эмоции (свои и других людей), хорошо их помнят и подолгу анализируют. Есть люди, которые обычно лучше помнят какие-то рассуждения и идеи, чем вчерашние события и связанные с ними эмоции (возможно потому, что не очень эмоциональны). Конечно, при обсуждении термина "рационализм" можно ещё говорить о противопоставлении рациональное - эмпирическое, но я имел в виду другое противопоставление: опыт и мышление - эмоции и желания.
|
31.08.2004 18:36 Дата регистрации: 21 год назад Посты: 55 | Рассуждение Примерно понятно, что вы имеете в виду. Хорошо, вот типичное рассуждение, приводящее человека к той или иной религии. Возможны три предположения: 1) моя жизнь и смерть случайны, бесцельны и бессмысленны 2) у моей жизни и смерти есть смысл, но я не могу его узнать 3) у моей жизни и смерти есть смысл, и я могу его узнать Первые два, как легко видеть, ничем не отличаются друг от друга и не накладывают никаких дополнительных ограничений на мои действия (т.е. если принять одно из них в качестве базового, абсолютно все равно, как поступать дальше). Поэтому (внимание, фокус) действовать в предположении третьей не хуже независимо от того, какая из альтернатив в действительности реализуется. Разберемся, как именно действовать в этом случае. Предлагается такой план: узнать, что об этом думают, пишут и говорят другие люди, и протестировать каждый предложенный вариант на предмет "чувствую, что мне это подходит" - "чувствую, что мне это не подходит". При этом используется довольно правдоподобная посылка "если я в принципе могу узнать свой смысл жизни, то когда мне о нем скажут, я почувствую, что это действительно он". Если в итоге остается ровно один пришедшийся по сердцу вариант (а это довольно частый случай), то в итоге человек становится верующим (хоть и пришел к вере путем хитрых умозаключений, что, насколько знаю, например, в христианской традиции не одобряется). Мне это рассуждение кажется не совсем убедительным в силу ряда причин, но, во всяком случае, ничего глупого или иррационального в нем нет. Проблема ортодоксального атеизма в том, что никакого внятного опровержения подобного рассуждения он не предоставляет. No offence. No direct gain. Deeds, not words do have value.
|
31.08.2004 18:42 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 1 732 | Это не проблема Это вообще не проблема мир религиозный и мир ортодоксального атеизма разные и равноправные, для обеих случаев невозможна внутренняя критика- как и для любой другой нормальной теории С уважением Свинтус
|
31.08.2004 19:27 Дата регистрации: 21 год назад Посты: 55 | неравноправность Цитата
мир религиозный и мир ортодоксального атеизма разные и равноправные
Нет. Есть один выделенный мир - моя экзистенция (чтобы зря не спорить, я не утверждаю, что он единственный, что он "правильный" и т.п.). Остальные я проверяю на согласованность с ним и соответственно вполне могу ранжировать. А их внутренняя непротиворечивость меня слабо трогает. Мир "пустое множество" тоже внутренне непротиворечив. No offence. No direct gain. Deeds, not words do have value.
|
31.08.2004 22:18 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 1 732 | Ну вот... Вы ранжируете в соответствии со своим миром, в соответствии с этим миром с Вашими взгядами на него, он для Вас выделенный, конечно- но причем тут споры атеизма. Проблема не в Вашем ранжировании, а в претензиях обоих миров на "правильность" и "абсолютность" - вне персональных соответствий миры эти равноправны я говорю ровно об этом... А выбор "шкалы соответствий" личное, внутреннее дело каждого... С уважением Свинтус
|
31.08.2004 23:43 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 183 | Очень близко Цитата
Finder писал(а) : Хорошо, вот типичное рассуждение, приводящее человека к той или иной религии.
Возможны три предположения: 1) моя жизнь и смерть случайны, бесцельны и бессмысленны 2) у моей жизни и смерти есть смысл, но я не могу его узнать 3) у моей жизни и смерти есть смысл, и я могу его узнать
Есть ещё разные интересные вариации, например: 1а) понятие "смысл жизни" абсурдно, как "цель числа 142"; 1b) никакого подлинного "я" не существует, поэтому о целях и говорить смешно; 3a) смысл жизни - радость от самовыражения в творчестве, труде и человеческих отношениях. Ваши дальнейшие рассуждения о выборе веры мне очень близко и понятно. Они хорошо объясняют, почему человеку может понравиться какая-то религия, но не объясняют, как можно продолжать верить долгое время. Насколько я понимаю, вся этика, этимология и прочая вкусная начинка религий нуждается в предположении о "нематериальности сознания" (сознание не сводится к мозгу и может существовать независимо: индивидуальные души и высшие силы). При этом обычный опыт совсем не подтверждает это предположение, а скорее противоречит ему. Что побуждает мыслящего человека продолжать верить приятным мечтам, если они не подтверждаются обычным опытом и даже в чём-то ему противоречат?
|
01.09.2004 00:52 Дата регистрации: 20 лет назад Посты: 1 732 | Неверно 1)В чем мечты не подтверждаются обыденной жизнью? Для верующего человека Бог может быть столь же реален и наблюдаем, как и стул на котором он сидит... Независимость сознания ни в чем не противоречит обыденной жизнм, а при надлежащем истолковании может и подтверждать, равно как при другом истолковании она может подтверждать материализм... 2)Мистический опыт сопутствует человеку на протяжении всей истории- признавать его никогда ни с кем не бывшим можно, но несколько странно, а мистическое объяснение для многих лучше чем "пока неизвестно" или полное игнорирование проблемы... 3)Еще раз прошу объяснить почему материализм есть то же, что признание того, что все процессы происходят связанные с сознанием в мозгу - тогда материалистом почему-то окажется, например, Пьер Тейяр де Шарден (см. его "Феномен Человека"). Концепция направляемой эволюции явно нематериалистична, но почему-то ее Вы относите к материалистическим. С уважением Свинтус
|
01.09.2004 11:47 Дата регистрации: 21 год назад Посты: 55 | вне персональных соответствий... ...бессмысленно что-либо рассматривать. No offence. No direct gain. Deeds, not words do have value.
|