Новиков versus Фоменко

Автор темы Galina 
23.06.2005 17:28
Вторая половина
Гастрит! То, что я не математик (а всего лишь преподаватель), я знаю и этого, вообще-то, нисколько не скрываю. Математических работ, кроме дипломной, оказавшейся, как выяснилось впоследствии, переоткрытием уже известного несколько лет результата, у меня нет.
Что же касается той моей работы, что Вы нашли в интернете, то Ваше "краткое ее содержание" не соответствует действительности. Судя по всему, Вы имеете в виду пространную цитату в третьей части из свт. Игнатия Брянчанинова, но она, как Вы можете видеть (если присмотритесь, конечно, и если, конечно, захотите присмотреться), говорит лишь о том, что математика может пояснить некоторые вещи, да и то лишь подобиями (косвенно, то есть). Быть может, в переводе на язык "бабушек с паперти" это и есть ровно то, что Вы написали, но вот тогда... ничего не остается, как предположить, что Вы где-то специально изучали этот язык :)), видимо, решив, что он-то и есть церковный и с ним-то и нужно Вам, материалисту и атеисту, бороться. Нет, дорогой Гастрит, современные бабушки-нищие с паперти очень редко когда по-настоящему церковны (к сожалению), и если Вы действительно хотите что-то серьезное узнать о Церкви - то давно пора зайти в храм и научиться действительному церковному языку (для того, конечно, церковным человеком становиться совсем не обязательно - не сочтите, что в этом месте я Вас начал "настоятельно привлекать в Церковь"). А смотря со стороны и видя только паперть, немногое можно углядеть, и уж тем более - верно.
---
Сейчас, спустя время, мне самому кажется, что я далеко не точно воспринял некоторые положения обсуждаемого сообщения Deadushka (тогда я его совсем не знал, теперь знаю лучше и, думаю, лучше понимаю его мысль, уже не так восторженно к ней относясь). В любом случае, моё тогдашнее понимание того, что он написал, содержится там же, в ответе Сове, и я предпочел бы обсуждение моего ответа, а не Дедушкиного.
---
По поводу хронологии. Все, что я имел ввиду в скобках ("(и, возможно, даже ради любопытства не заглядывали в первые главы первых трудов Фоменко, где, собственно, содержится критика традиционной хронологии)") - это то, что эти главы свидетельствуют о том, что проблемы есть, и немалые. Точнее же, я имел в виду критику радиоуглеродного метода датировок. Мне она казалась вполне обоснованной, хотя не исключаю, что и там могли быть подтасовки.
В любом случае, Ваш тезис о том, что все те проблемы, на которые указывают Морозов-Постников-Фоменко, просто не существуют - это, мягко говоря, большое преувеличение. Вот все, что я хотел заметить. Впрочем, еще то, что он выдает Ваше незнакомство с хронологией, как наукой (о своем хорошем ее знании я не говорил! - я лишь возмутился тем, как уверенно Вы пишете о вещах, в которых, самое большее, неплохо знаете лишь одну сторону).
Да! Еще забыл ответить по поводу ссыли на "Первую критику второй реинкарнации". Спасибо, я знаю об этом. Вот только отчего-то широко известными эти ответы стали лишь сейчас, в эпоху интернета. Года до 96-97-го я, помню, не мог отыскать ничего, что хоть как-то выглядело бы, как серьезный ответ историков на деятельность Фоменко.
---
Извините, Гастрит, по поводу науки спорить неинтересно. Во-первых, потому, что Вы неверно прочли мой ответ Сове (там больше говорится не о существе той или иной науки, а об отношении к ней подвизающихся внутри нее ученых и внешних к ней людей), а во-вторых, мой взгляд на эту проблему, если и отличается от Вашего, то это отличие - "о-маленькое" от наших с Вами глобальных расхождений.
И еще раз повторюсь: ... не то, чтобы становится мне неинтересна, но как-то... обессмысливается та дискуссия, в которой оппонент не читает моих сообщений (или читая, выворачивает их наизнанку, так что и узанть сложно). Опыт таких споров у меня есть, и он не вдохновляет еще на один.
Так что заранее извиняюсь, если вдруг на последующие Ваши ответы не напишу ничего.
P.S. Источник приведите. Я не догадываюсь пока, что Вы имеете в виду.
23.06.2005 18:01
Историкам это не интересно
После конференции в конце 1999 "Мифы новой хронологии",
которая была проведена больше для очистки совести на историческом факультете МГУ, никакой больше научной деятельности по изучени/опровержению теорий Фоменко не ведется со стороны исторического научного сообщества. Статей в научных журналах
(не газетах и научно-популярных журналах) не печатается,
диссертация не защищают. Собственно, на этой конференции и звучало, что все это в последний раз, и тема закрыта.
23.06.2005 18:31
Спасибо за добавку
Цитата

Alopex писал(а) :
Гастрит! То, что я не математик (а всего лишь преподаватель), я знаю и этого, вообще-то, нисколько не скрываю. Математических работ, кроме дипломной, оказавшейся, как выяснилось впоследствии, переоткрытием уже известного несколько лет результата, у меня нет.

Понятно. Во избежание недоразумений поясню, что "чистых преподавателей" я людьми второго сорта отнюдь не считаю, и если и поднял данную тему - то исключительно из закравшегося у меня подозрения, что Ваша активность в ветке из ЖЖ была частично вызвана стремлением оправдать (пусть даже и в собственных глазах) "актуальность темы" той Вашей работы, что я нашёл в интернете. Если это не Ваш случай - тем лучше. Проехали.

Цитата

Судя по всему, Вы имеете в виду пространную цитату в третьей части из свт. Игнатия Брянчанинова, но она, как Вы можете видеть (если присмотритесь, конечно, и если, конечно, захотите присмотреться), говорит лишь о том, что математика может пояснить некоторые вещи, да и то лишь подобиями (косвенно, то есть).

Цитата имелась в виду эта. И Вы правы в том отношении, что мне совсем не так представился её смысл, как Вы сейчас говорите. Впрочем, это - явно тема не данной ветки.

Цитата

Быть может, в переводе на язык "бабушек с паперти" это и есть ровно то, что Вы написали, но вот тогда... ничего не остается, как предположить, что Вы где-то специально изучали этот язык :)),

А Вы спросите у Кициса - он Вам подтвердит, что засёк меня в Загорске biggrin

Цитата

По поводу хронологии. Все, что я имел ввиду в скобках ("(и, возможно, даже ради любопытства не заглядывали в первые главы первых трудов Фоменко, где, собственно, содержится критика традиционной хронологии)") - это то, что эти главы свидетельствуют о том, что проблемы есть, и немалые. Точнее же, я имел в виду критику радиоуглеродного метода датировок. Мне она казалась вполне обоснованной, хотя не исключаю, что и там могли быть подтасовки.

До сих пор мне казалось, что хронология зародилась несколько раньше, чем появился радиоуглеродный метод. Кстати: Морозов (почему о нём-то все упорно молчат, чёрт возьми?! только и слышно - Фоменко, Фоменко, Фоменко!) умер в 1946 году (т.е. до появления радиоуглеродного метода!), а потому первый акт "истории с историей" вообще никакого отношения к этому методу не имеет!

Традиционная хронология появилась независимо от радиоуглеродного метода, который лишь подтвердил её выводы, а не послужил их основой. Да и та критика радиоуглеродного метода, которую дают Постников и Фоменко, относится к уровню 1950-х годов (когда точность действительно была низкой); сегодня же на эту критику вполне можно ответить словами того же Новикова, что когда очень хочется - то из копеечной ситуации выводов можно сделать на рубль.

А куда, спрашивается, Вы денете астрономические данные (которые при честной - а не основанной на морозовско-фоменковских арифметических ошибках - интерпретации подтверждают именно традиционную хронологию)? Или китайские летописи тоже искажены радиоуглеродным методом? Какие такие заговорщики в XVI веке обладали столь продвинутыми познаниями в астрономии, что даже сегодня их "подделки под древность" вызывают сомнения лишь у кучки маргиналов (притом не очень грамотных, следует заметить)? И так далее, и тому подобное.

Цитата

В любом случае, Ваш тезис о том, что все те проблемы, на которые указывают Морозов-Постников-Фоменко, просто не существуют - это, мягко говоря, большое преувеличение.

Нет, не преувеличение - проблем действительно не существует. Существует желание некоторых эти проблемы искусственно создать. А это - не одно и то же.

Цитата

Да! Еще забыл ответить по поводу ссыли на "Первую критику второй реинкарнации". Спасибо, я знаю об этом. Вот только отчего-то широко известными эти ответы стали лишь сейчас, в эпоху интернета. Года до 96-97-го я, помню, не мог отыскать ничего, что хоть как-то выглядело бы, как серьезный ответ историков на деятельность Фоменко.

То есть Вы хотите сказать, что соответствующие статьи лежат в сети не в том виде, в каком были опубликованы в начале 80-х (или ссылки на первые публикации вообще липовые)? Не знаю - однако это легко проверить wink

Ну и напоследок,
Цитата

P.S. Источник приведите. Я не догадываюсь пока, что Вы имеете в виду.

Привожу: это Коран smile

С уважением,
Гастрит

23.06.2005 19:20
Вопрос о хронологии в Коране
Цитата

Гастрит писал:
{В Коране} библейская "хронология" переиначена точь-в-точь по Фоменко
Можно подробнее? Всё-таки в НХ (Новой Хронологии) написано, что Иисус жил в XI веке и был римским папой, а все остальные религии произошли от христианства. Или речь идёт о сокращении ветхозаветной хронологии?

23.06.2005 19:24
Пример
Цитата

egor писал(а) :
Вы пишете, что в Коране хронология изменена почти так же, как в НХ ("Новой Хронологии"). Можно подробнее?
Всё-таки в НХ написано, что Иисус жил в XI веке и был римским папой.

А в Коране - что он был племянником Моисея. Кстати, Коран - источник далеко не недоступный; можете взять и почитать. Он, собственно, и в сети где-то выложен (в т.ч. в русском переводе Крачковского) - поищите гуглом, если интересно.

С уважением,
Гастрит

23.06.2005 19:46
Ответ
Простите, Гастрит, но относительно моей работы 1996 г. у меня никогда не возникали сомнения в ее актуальности. Она вполне научна и носит компилятивно-реферативный характер: исследуя преподавание математики в российских духовных школах XIX века, если и касается каких других вопросов, то лишь отношения Церкви к науке вообще (3-я часть), что, кстати, довольно интересная тема для исследования, и я надеюсь ее продолжить когда-нибудь. Когда же я писал комментарии в журнал Совы, об этой статье и думать не думал :). "Активность" моя там была вызвана лишь тем, что Дедушка - первый известный мне человек, который высказал на мой взгляд очень верную мысль (пусть и, как оказывается, не только ее и даже не совсем ее), которая переживалась мною значительное время до этого. (Повторять ее в очередной раз не буду: она есть в ответе Сове и, частично, применительно к истории, в ответе Вам выше.)

Относительно хронологии: совершенно верно, что она началась не с Фоменко и даже не с Морозова :). Выше Вы просили меня привести "мои" источники. Так вот, основной (для меня) - это первый том лекций Василия Васильевича Болотова по истории Древней Церкви. Он, что называется, "вводный" - там говорится, в частности, о вспомогательных для Церковной истории науках. О хронологии, в том числе. Не знаю, будет ли Вам интересно читать его, но там достаточно компактно и точно указаны все основные трудности датировок. Лекции, если не вру, изданы в конце XIX века :). Самое позднее - в начале XX.
Так что не подозревайте меня в апологии М-П-Ф :).
Что касается радиоуглеродного метода, то он, как известно, подтверждает то, что хочется подтвердить в данный момент, и опровергает то, что хочется опровергнуть :). Как часто и бывает вне математики (тут прошу извинений, но мои наблюдения за нематематическими науками склоняют именно к такому выводу :( ). Cлишком много в нем произвольных допущений, чтобы его результаты могли хотя бы походить на безусловно истинные. А то, что традиционная хронология существует независимо от него, - это факт, в констатации которого я с Вами с радостью соглашусь.
О статьях я хочу сказать, что они почему-то были недоступны мне (и моему окружению). Не думаю, что сейчас их как-то исказили (иначе фоменковцы запросто указали бы на подлог). Наверно, чтобы получить ссылку на них, нужно было или зарыться с головой в библиотеки (чего, кстати, до работы над той самой своей статьей я и не умел) - отдельного каталога по "новой хронологии", как Вы понимаете, не существовало (а может, и сейчас не существует - я просто не знаю). Или же искать сведущих людей, могущих указать на эти ссылки. А таких людей в моем окружении не было. Во всяком случае, я спрашивал очень многих, и многие спрашивали меня, но до 2000 года (года выхода третьего выпуска Сборника Русского исторического общества, в котором, кстати, и опубликованы материалы конференции, о которой пишет Urpflanz) вся "антифоменка", известная мне, ограничивалась коротким комментарием в известном трехтомнике "История Древнего мира" (Дьяконов, Неронова и др.). 1 том, стр. 29. по изданию 1989 года.
P.S. С Кораном забавно, да :). Не догадался. Что ж - аналогия, во многом, точная.
Кстати, а Вы знаете ли "доказательство Постникова" существования Бога? ;-)
23.06.2005 20:05
Ну да!
Ну да, именно так: не интересно. Труды Фоменко, если позволено будет так выразиться, неисторичны, и потому историкам не интересны. Они для них лишь обуза, с которой, правда, приходится с некоторого момента считаться, т.к. эта "обуза" захватила умы слишком многих. Настолько, что отмахиваться нельзя.
И тогда состоялась эта конференция, о которой Вы упомянули. Если Фоменко и С на доклады, бывшие там, никак не ответили, то, выходит, что действительно тема закрыта ("диспутивно", т.е., историки правы!)
(Еще раз повторюсь, что буду рад, если кто-нибудь укажет мне на ошибку и приведет ответ Фоменко на Сборник РИО, n.3, 2000 г.)
Ну и, кроме того, апокрифы (то, чего не было) опровергать очень сложно и это, по меньшей мере, не очень приятно, так что и с этой точки зрения понять историков можно.
Но вот, что гораздо интереснее - это "феномен Фоменко". То, как его "научная" (Jash, извините, но ведь я действительно так считаю) историческая деятельность влияет на современное общество и, напротив, в какой мере она сама есть проявление его.
А повторять аргументы (защищая диссертации или публикуя научные статьи) - какой смысл, когда нет ответов от той стороны?
23.06.2005 20:18
Научная кунсткамера
Цитата

Alopex писал(а) : очень приятно, так что и с этой точки зрения понять историков можно.
Но вот, что гораздо интереснее - это "феномен Фоменко". То, как его "научная" (Jash, извините, но ведь я действительно так считаю) историческая деятельность влияет на современное общество и, напротив, в какой мере она сама есть проявление его.
Таких господ в любой науке полно. Научная кунсткамера -- постоянно пополняющаяся коллекция ;). К сожалению, в ней довольно много, мягко говоря, неприятных составителей. :((
С уважением, Свинтус
23.06.2005 20:21
И вопрос
Цитата

Alopex писал(а) :
Что касается радиоуглеродного метода, то он, как известно, подтверждает то, что хочется подтвердить в данный момент, и опровергает то, что хочется опровергнуть :).

Почему мне это неизвестно? Я что-то упустил в жизни?

Как, интересно, Вы бы заставили радиоуглеродный метод "состарить" нечто на пару-тройку тысячелетий? Руками бы выковыривали из образца атомы C-14? smile

Цитата

Как часто и бывает вне математики (тут прошу извинений, но мои наблюдения за нематематическими науками склоняют именно к такому выводу :( ).

Вспомнился один из "методов" охоты на льва: охотник садится в клетку, а затем объявляет внутренность клетки её внешностью, и наоборот smile По крайней мере, у меня ощущения о математическом и внематематическом прямо противоположны Вашим.

Цитата

Cлишком много в нем произвольных допущений, чтобы его результаты могли хотя бы походить на безусловно истинные.

В математике - да. Это ещё "аксиоматическим подходом" называется smile История-то тут при чём?

Цитата

Кстати, а Вы знаете ли "доказательство Постникова" существования Бога? ;-)

Нет, не знаю. Справился у одного человека, знавшего Постникова - ему тоже ничего не известно :( Просветите?

С уважением,
Гастрит

23.06.2005 21:24
Ответ (последний, Гастрит, на этот раз).
... слишком много времени уходит - больше, чем я могу себе позволить :(

О да, Гастрит, Вы, боюсь, многое упустили :) :(((.
Относительно радиоуглеродного метода вот Вам один пример (когда-то я знал больше, но всё забылось и, - по понятным причинам, - в памяти осталась лишь эта история). Когда Вы были совсем маленький ;-), году в 87-м, был по Европе большой шум, что радиоуглеродный метод доказал подложность Туринской плащаницы, датировав ее то ли 11-м, то ли 13-м веком. Я тогда ничего о ней не знал, и поэтому мне это как-то было все равно, но, помню, несколько людей, на которых эта, бурно обсуждавшаяся новость, произвела сильнейшее впечатление. Атеистами они, конечно, не стали, но шок у них был серьезный. А потом, лет через 5-7, где-то мельком промелькнула информация о новых исследованиях (радиоуглеродных же), которые подтвердили возраст Туринской святыни.
Если хотите мое мнение, то я не верю ни тому, ни другому исследованию. Первому - потому что там, очевидно, заранее хотели получить "убийственный" аргумент против христианства. Второму - потому что наверняка его проводили с противоположной целью. Так что...
---
О математике позвольте в другой раз. Обо всем сразу - это будет, как говорят на Кавказе, немножко чересчур ;).
---
Ну как же... Впрочем, это "доказательство", возможно, М.М. особо не повторял. Он его как-то высказал в частном разговоре на тему своих исторических исследований (передаю со слов второго участника беседы). Михал Михалыч, в своем добродушно-хулиганском стиле, сказал ему: "Знаете, а ведь Бог действительно есть. Ну ведь правда - история началась в NN [не помню, каком, по Постникову - XI-м? - М.З.] веке, письменная еще позже. А книг ведь написано столько, да и еще так согласованно!.. Человеческих сил на это за столь короткий промежуток явно не хватит, так что без постороннего вмешательства тут явно не обошлось".

24.06.2005 10:15
Еще раз Гастриту
Спасибо за ссылки на интересные антифоменковские работы. Наконец-то удалось прочитать хотя бы что-то более менее внятное на эту тему. Вообще-то я и сам догадывался, что с помощью анкет-кодов и прочих статистических методов можно подгоном показать близость различных династий и струй, что не все гладко с датировкой затмений и т.д. Но, во-первых, это все равно не снимает многих вопросов, связанных как с хронологией, так и со здравым смыслом. Это, в частности, вырванные и вклеенные страницы в летописи, фальсификации про Марко Поло, Великую Китайскую стену и многое другое. Не исключаю, что эти вопросы можно полностью снять. Но это ведь надо еще сделать. Во-вторых, почему же так чудовищно низок уровень широко известных антифоменковских работ? Почему они состоят из оскорблений, придирок к лингвистике и альтернативным вариантом истории (а ни то, ни другое не является основным содержанием работ Фоменко)? Почему бы не издать сборник статей, ссылки на которые Вы указали? (это, конечно, вопрос не к Вам).
PS:
1. Вы говорите, что поклонниками работ Фоменко являются только маргиналы. Это не так. Гарри Каспаров, как бы к нему не относиться, маргиналом не является.
2. Все равно не понимаю Вашего стиля ведения дискуссий. Не проще ли было вместо того, чтобы хамить, написать: есть ссылка на хорошие работы по антифоменковской теме. Тогда бы к Вам не было никаких претензий. Только спасибо бы сказал. Говорю спасибо и сейчас, но нехороший осадок, как говорится, остался.
3. И еще. Почему Вы считаете, что дискутировать с фоменкоманами (кстати, я таковым не являюсь) и ферматистами бесполезно, но сами при этом участвуете во всех таких дискуссиях. Причем, часто бессодержательно. Например, последнюю дискуссию про якобы доказанную ВТФ Вы могли бы вообще проигнорировать, могли бы указать на ошибку в доказательстве (благо доказательство всего на одну страницу, как утверждает его автор), а еще могли бы заниматься хамством и самолюбованием. Вы выбрали третий вариант.
24.06.2005 13:11
И ещё раз от него
Цитата

Jash писал(а) :
Но, во-первых, это все равно не снимает многих вопросов, связанных как с хронологией, так и со здравым смыслом. Это, в частности, вырванные и вклеенные страницы в летописи, фальсификации про Марко Поло, Великую Китайскую стену и многое другое.

Проблема не в этих "проблемах", а в том, что эти "проблемы" зачастую были прекрасно известны до всяких фоменков (на самом деле никакой проблемы не представляя), и раздуть их в настоящую проблему - крайне проблематично smile Историки уже несколько веков как перестали верить каждому письменному документу (тем более, что у одного и того же документа может быть несколько редакций). Просто Фоменко - действительно гений рекламы.

Цитата

Не исключаю, что эти вопросы можно полностью снять. Но это ведь надо еще сделать. Во-вторых, почему же так чудовищно низок уровень широко известных антифоменковских работ?

Потому что с сильными Фоменке спорить не с руки smile

Цитата

1. Вы говорите, что поклонниками работ Фоменко являются только маргиналы. Это не так. Гарри Каспаров, как бы к нему не относиться, маргиналом не является.

Каспаров - профессиональный (или даже просто мало-мальски сведущий) историк?! confused

Цитата

2. Все равно не понимаю Вашего стиля ведения дискуссий. Не проще ли было вместо того, чтобы хамить, написать: есть ссылка на хорошие работы по антифоменковской теме. Тогда бы к Вам не было никаких претензий. Только спасибо бы сказал. Говорю спасибо и сейчас, но нехороший осадок, как говорится, остался.

Да, я - не самый приятный оппонент (особенно тогда, когда у меня имеются подозрения о "ферматистской" подкладке дискуссии). Если перегнул палку - прошу извинить.

С уважением,
Гастрит

24.06.2005 13:23
Вариант финала
Цитата

Alopex писал(а) :
... слишком много времени уходит - больше, чем я могу себе позволить :(

О да, Гастрит, Вы, боюсь, многое упустили :) :(((.

Спасибо за сведения о плащанице - которые я, правда, и без того в основном знал smile Да, целую отрасль науки ("синдонологию") из оного произведения живописи создали... Однако вот вопрос: почему радиоуглеродный метод был к ней применён лишь в 1989 (хотя плащаница известна о-о-очень давно, и предложения о радиоуглеродной датировке её поступали с 1950-х)? Насколько мне известно - именно потому, что на раннем этапе истории метода (на который и обрушиваются со своей "критикой" Фоменко и Co) точность была низкой, а материала на анализ требовалось много. А на вырывание из плащаницы большого клока Ватикан, разумеется, не шёл.

А вот про повторный анализ с отличным от 13-го века результатом я действительно не слышал cry Ссылочку как-нибудь на досуге не кинете?

С уважением,
Гастрит

P.S.: За "доказательство" - спасибо. Бум знать :)

24.06.2005 16:36
Пояснения
Гастрит, ссылочку на прессу первой половины 90-х я даже при большом желании не дам. Более того, я даже особо не выснял, был ли действительно второй анализ, хотя думаю, что наверняка был. То, что мне попалось тогда, было не в церковной газете, а во вполне светской, да и по телевизору (отнюдь не в "Русском доме" :)) и т.п.) что-то такое прошло со словами: "Вот оно, оказывается, как... Врут, дескать, учёные мужи". Смутно очень припоминю, что смысл повторного анализа был таков: вроде как в первый раз исследовался кусочек, сильно пострадавший при пожарах, а во второй - более "целый". Я думаю, что точно об этом (о том, что все-таки было на самом деле) можно узнать на многочисленных сайтах, посвященных Плащанице (я время от времени натыкаюсь на ссылки на них, так что "на досуге" ;), когда в очередной раз наткнусь, могу посмотреть). Но мне этот вопрос мало интересен, так что не обещаю. Не интересен, потому что ... помните у Достоевского сцены после смерти старца Зосимы в "Карамазовых"? Его (старца) считали святым, и по привычным представлениям тело должно было бы оставаться нетленным (да и благоухание издавать). А оно не то, что не благоухало, а смердело так, как и у явного грешника не смердит...
Так что стремление (возможное) кого-то из христиан подвердить подлинность Плащаницы современными методами физики мне кажется просто излишним, тем более, что там, где действует Бог, естественные законы отступают (я к тому, что Плащаница - вовсе не обычный для исследований такого рода предмет) и потому результаты, казалось бы, что-то опровергающие, могут иметь совсем другой смысл.
[Да, я прочел, что Вы назвали Плащаницу всего лишь "произведением живописи", но, думаю, для Вас не новость, что слишком многие к ней относятся с гораздо большим почтением.]
Сейчас же я привел этот пример лишь для иллюстрации того, что радиоуглеродный метод дает достаточно произвольные результаты.Повторюсь, я знал еще несколько примеров (когда пытался изучать креационизм), но сейчас ни одного не помню. Точнее, если помню, то еще хуже, чем пример с Плащаницей.
Да, я верю, что радиоуглеродный метод сделал много шагов вперед, однако все-таки очень сомневаюсь в его мало-мальской точности (все-таки с 89-го года прошло слишком мало времени). По мне вернее другие методы, но, конечно, как не специалист ни в одном из них (в т.ч. и углеродном), ничего не могу утверждать. Но, конечно, было бы интересно почитать о последних достижениях в этой области. Так что если укажете на какое-нибудь толковое изложение (не обязательно в сети, но, желательно, доступное) с удовольствием почитаю (хватило бы только времени :)).

24.06.2005 17:28
Кому Ленин, а кому - Тертуллиан...
Цитата

Alopex писал(а) :
Так что стремление (возможное) кого-то из христиан подвердить подлинность Плащаницы современными методами физики мне кажется просто излишним, тем более, что там, где действует Бог, естественные законы отступают (я к тому, что Плащаница - вовсе не обычный для исследований такого рода предмет) и потому результаты, казалось бы, что-то опровергающие, могут иметь совсем другой смысл.

Вот-вот-вот! С этого и надо было начинать: credo quia absurdum est. Неважно, что говорит радиоуглеродный метод - церковная традиция говорит другое, а в ней я не сомневаюсь. Сто раз плевать на археологические и палеонтологические данные: в Бытии сказано про шесть дней - значит, шесть дней! Тертуллиановская формула всё покроет и объяснит*!

И ведь не поспоришь :(

Цитата

Так что если укажете на какое-нибудь толковое изложение (не обязательно в сети, но, желательно, доступное) с удовольствием почитаю (хватило бы только времени :)).

Увы, моя тоже не специалиста, и знает вопрос исключительно по паре читанных довольно давно популярных статеек. Тем не менее, особых сомнений в точности радиоуглеродных (в частности) датировок у меня нет, ибо для их опровержения поневоле приходится прибегать к аргументам вроде "божьей воли", априорной уверенности в отличии свойств допотопного льна от современного, и т.д.

И напоследок: некоторые "хронологические проблемы" Болотова я, кажется припоминаю. Например, "проблему" установления точной даты рождения Иисуса (решение каковой Дионисием Малым было отнесено к ошибочным). Здесь признаю: "проблема" действительно есть, и "решение" её (ввиду мифичности персонажа, а также фантастическом и противоречивом характере сообщений о нём) едва ли достижимо biggrin Вот только подлинная хронология тут не при чём.

С уважением,
Гастрит
____________
* Кстати, упоминавшийся ранее Постников явно особо религиозен не был, и приведённое Вами "доказательство" носило шутливый характер. До какой степени М.М. не понимал умонастроения религиозных людей (вроде Вас), свидетельствует уже тот факт, что цитированную выше тертуллиановскую фразу он считал плодом иронии какого-то анонимного атеиста эпохи Возрождения.

24.06.2005 19:35
Ответ
Нет, Гастрит, с этого как раз не надо было начинать (и я и не начал). Все-то бы Вам выворачивать наизнанку. :( Я Вам привел (пусть и не со всеми ссылками, и по памяти) пример того, как по-разному один и тот же (казалось бы) метод может датировать одну и ту же (уже не казалось бы) вещь. У Вас есть возражения по поводу этого примера? Вы не верите, что был второй анализ?
Прекрасно - не верьте. Точнее, проверьте. Увы, я ссылаюсь на газеты и ТВ, а они... хм, точнее, не всегда их данные соответствуют действительности. Проверьте - я буду только рад указанию на ошибку.
То, что я написал дальше, всего лишь объяснение того, почему лично мне этот вопрос малоинтересен. Я верю, что Плащаница подлинна, или не верю в это - не зависимо от радиоуглеродного метода. Который, тем более, именно на этом самом месте (по моим, не проверенным, правда, серьезно, данным) оказался весьма несостоятельным.
И еще раз обращаю Ваше внимание на то, что нигде не опровергал исследования 89-го года аргументами, которые Вы мне приписываете. Если Вы имели в виду отсылку на "Братьев Карамазовых", то Вы ее, получается, не поняли. Святость старца Зосимы была ясна из его жизни, дел, любви к людям... а "механическое" подтверждение в виде нетления его мощей, как утверждает своим сочинением Достоевский, - было бы излишним, а с другой стороны, само тление - испытанием веры (и не только для Алеши). Вы обратили внимание лишь на эту вторую сторону, а я настоятельно призываю Вас не упускать из внимания первую. Другими словами, есть признаки подлинности Плащаницы, гораздо более твердые, чем ее датировка радиоуглеродным методом. Последний, если и нужен кому, то неверующим (для опровержения ее подлинности, разумеется, т.к. даже если бы он выдал в результате I век, все равно остается куча лазеек для неверия).
А про "шесть дней" я, кстати, только что (между делом) написал Свинтусу в той дискуссии, где Вы вчера, в частности, пропагандировали Бетховена ;), так что можете поглядеть и не торопиться с суждениями.

Вот, скорее, Вы, Гастрит, определитесь, в чем цель Вашего вызова меня в эту дискуссию: обсудить некоторый взгляд на деятельность А.Т.Фоменко, высказанный мной в давней дискуссии, или попытка уязвить "церковника", на языке бабушек у Мавзолея, объявить всем: "Вот до чего людей церковь-то православная доводит, ох-ох ведь и не поспоришь с таким... Банду Ельцина под суд".
;-)
----
Раз оба мы с Вами профаны в р.-угл. методе (что я и подозревал, не втягиваясь, в частности, в Ваши аргументы про изотопы и пр.), то, думаю, дискуссию о нем стоит свернуть. Свои мнения мы друг другу объяснили - едва ли сможем нечто большее до тех пор, пока кто-либо из нас не изучит вопрос подробнее.
----
Так Вы читали Болотова или нет? Наверно, проблема точной даты рождения Христа там есть (хотя, впрочем, не уверен - слишком давно в последний раз заглядывал в этот том), но, уверяю Вас, этим дело не ограничивается и касается именно хронологии, науки то есть.
Кстати, миф о "мифичности" Иисуса Христа, мне казалось, давно уже даже в насквозь атеистической науке отметён :). Но, впрочем, как говорится, наука науке... (в смысле, есть традиционная история, а есть Фоменко, например ;-))).
----
P.S. Конечно, М.М. не был религиозным, нисколько. (По-моему, к большому сожалению, но это сейчас не важно). И, конечно, это не доказательство, а "доказательство" :). Мне казалось, Вы сразу поймете юмор ;-).
----
Относительно понимания Михал Михалычем "умонастроения верующих".
Однажды он был у меня дома, и я его принимал в своей комнате. М.М. обозрел полки с моими книгами, быстро сообразил, с кем имеет дело, и, подойдя к историческому рядочку, спросил: "Скажите, М., а ведь книг моего ученика [он имел в виду Фоменко] у Вас не должно быть?" Я говорю, улыбаясь: "Конечно, нет!" Он: "И правильно. Все, что он пишет, это чушь собачья и ахинея..." - тут М.М. сделал паузу. - "Вы вот купите лучше мой желтый трехтомник - вот это вещь!" Я едва сдержал смех :). "Да-да, купите, не пожалейте 300 рублей", - и, поглядывая на рядок с богословскими трудами и на иконный угол, добавил: "Только не читайте третий (первый? второй? - уж не помню - М.З.) том - его верующему человеку читать нельзя, он Вас оскорбит".
Так что вот так :).
А то "доказательство" было, конечно, анекдотическим и изложено с обычным для М.М. добродушием, без намека на желание кого-либо уязвить. Да и в нем нет ничего, что даже потенциально могло бы это сделать. Самого же М.М. оно просто забавило своей оригинальностью и логичностью :), это было нечто вроде "аксиоматики женской логики по Колмогорову" :))).

25.06.2005 04:11
комментарий
Цитата

представление о манере Ильича расправляться со своими оппонентами

а, может в этом и есть соль, жестко и быстро с оппонентами разделываться...



встану утром рано...
25.06.2005 11:01
tempora mutantum (извиняюсь, если что, - латыни не знаю)
...хотел (в заголовке) написать, что времена меняются. К тому, что если раньше для того, чтобы расправиться с оппонентом, достаточно было выставить его дураком и или не дать возможности ответить, или убедить третью сторону на его ответы не обращать внимания, то сейчас такие штуки уже не проходят.
Так что...
Цитата

mozzie писал:
а, может в этом и есть соль, жестко и быстро с оппонентами разделываться...
...несоленая какая-то соль... :( Не производит ожидаемого действия, как правило :(.
25.06.2005 13:15
ну
приелось видать одно и тоже... на мой взгляд

но всетки сила аргументов, имхо, непробиваема иногда...



встану утром рано...
25.06.2005 13:52
ну-ну ;-)
Цитата

mozzie писал:
но всетки сила аргументов, имхо, непробиваема иногда...
Эт-точно! Я бы даже сказал непрошибаема! ;-)
Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти