26.06.2005 13:19
Об академике С. М. Никольском
Интервью с академиком Сергеем Михайловичем Никольским на
http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=435

"...У Вас богатый жизненный опыт, Вы были знакомы со многими великими людьми,
поделитесь, пожалуйста, какая встреча оказала на Вас особенное влияние?

— Меня часто спрашивают, как я сделался ученым, математиком. Что явилось основой? Конечно, математические способности и с детства проявленный интерес к математике. Вторая причина — отец.

Дело в том, что я учился в царской гимназии, но успел пройти только три класса. В это время фронт надвигался, и в последние два года было немного уменьшенное образование. Так или иначе, я учился в гимназии до 1918 года.

После этого, до 1921 года, я фактически жил в дубовом лесу, так как отец был лесничим, управляющим довольно большим государственным массивом. Мой отец беспокоился о моем образовании, сам он неплохо знал элементарную математику (окончил реальное училище, в котором за семь лет успевали пройти даже элементы интегрального исчисления, потом Лесной институт). И от отца я все эти знания получил. Я бы сказал, именно это имело большое значение.

От отца я узнал среднюю математику, при этом отец считал, что я буду инженером. И я считал, что буду инженером. После гибели отца мне приходилось работать в разных учреждениях Чернигова, на разных работах, но я не забывал учиться, хотя и заочно: приходил только сдавать экзамены, так как посещать занятия не мог, был занят работой. И только в двадцать лет я твердо решил поехать в другой город, поступать в хорошее учебное заведение. Это я решил совершенно самостоятельно.

Я приехал в Киев, чтобы поступить в политехнический институт, но там меня не приняли и не экзаменовали. Нужны были определенные командировки (направления), которые я не мог получить. Но, все-таки, я получил командировку от своего профсоюза в Чернигове в университет в Екатеринослав. Я решил, что побуду там, на физмате, один год, и потом все равно переведусь в политехнический. Мне важно было стать инженером, а каким — неважно.

Я считал, что если буду кончать университет, то буду учителем, а я не хочу быть учителем, инженером — другое дело! В старые времена сельский учитель получал примерно 12-15 рублей в месяц, учитель гимназии после окончания университете — 150-200 рублей (он на извозчике мог ездить на работу), а инженер еще больше, в два раза больше, как губернатор. Так что я считал, что буду инженером. Но я стал заниматься математикой и понял, что от математики уйти нельзя, это очень глубокая, интересная вещь, и что она мне дается, я стал ее изучать даже независимо от требований, которые предъявлялись к студентам.

А через год я понял, что мне не надо идти в инженеры! Вот и все. В университете был один профессор, звали его Грузинцев Григорий Алексеевич. В царское время он окончил Харьковский университет, ему дали государственную пенсию — стипендию в иностранной валюте, чтоб он ехал за границу и усовершенствовал себя в науках. Он поехал в Германию и посещал семинары знаменитого математика Гильберта. Когда началась война с немцами, ему удалось перебраться в Швейцарию, потом в Италию — всю войну он находился там в университетах. После революции он вернулся и сделался в Екатеринославском университете профессором. Я его слушал, и он оказал на меня определенное воздействие.

Но это не все. Определенные знания я получил в Днепропетровском университете. Но путь, которым идти в науке, мне указал Колмогоров.

Обучение математике является частью воспитания человека?

В математике утверждение считается истинным, если оно доказано, истина требует доказательств. Так что математика имеет особые свойства, которых нет у других наук.

Эти свойства, я бы сказал, идут в сторону повышения правдивости, следовательно, повышения нравственности. Занятия математикой способствуют укреплению нравственности, правдивости, т. к. в ней всегда идет поиск правды."

27.06.2005 10:19
О профессоре Л.И.Камынине
Что тут скажешь? Всё написано правильно, тысячу раз согласен с каждым словом.

Когда читаю биографии таких людей, как Никольский, невольно задумываюсь: их жизнь - это единый и неделимый подвиг! А они - герои. Вот так и никак иначе! Их преданность делу вызывает у меня восхищение.

Не знаю почему, но поделюсь с вами, мехматовцы, вот чем.
Когда-то на нашем факультете был такой профессор: Леонид Иванович Камынин. (Есть учебник по матанализу Камынина.) Он читал спецкурс в 2002-2003 учебном года по качественной теории параболических уравнений. Основу спецкурса составляли разработки последних 20 лет его жизни. Так вот: спецкурс проходил по субботам и я на него ходил один. Леонид Иванович, превознемогая сильнейшие боли (как я это узнал позже, он был болен раком спины) и перемещаясь фактически на одной ноге (вторая была не действующая), готовился всю неделю специально ради меня одного и приезжал на МехМат (раз в неделю!!), чтобы прочитать мне лекцию ОДНОМУ! А кто я такой для него? Да никто! Он меня и знать не знал и не видел до этого никогда и познакомились мы на его спецкурсе и слушатель из меня плохой, потому что медленно и тяжело во всё новое врубаюсь! И он всё равно гнул своё! Ему хотелось прочитать эти лекции - завершить дело жизни. Вот какая у него был преданность делу! Вот это сила воли! Это был настоящий человек! Мересьев - вот кто он! Уважаю его и восхищаюсь им. Жалко только со слушателем ему не повезло. На следующий год он опять начал читать свой спецкурс и к нему ходили, кажется, двое ребят. Но осенью 2003 года он умер.(А поскольку молодость - это на 80% дурь, то я к нему не успел зайти попрощаться. Когда решил, что уже пойду его навестить, то узнал, что он умер.) И ведь что интересно: он был трудяга! Он не был хватателем звезд с неба. У него была своя задача, он ее и делал. В день по крупице как ципленок по зернышку - а в итоге получался результат. Он несколько раз говорил: "Нужно трудиться, нужно трудиться." (За точность формулировки - отвечаю.) Вот он и трудился. Он несколько раз говорил, что он коммунист. Так вот: он был настоящий коммунист в самом лучшем смысле этого слова. Он показался мне волевым, своенравным, и где-то жестким человеком. В нем чувствовался мощный внутренний стержень. Но, при всём этом, он был очень добрый и душевный человек. Кажется, что он обрадовался как маленький, когда я попросил его подписать мне его учебники по анализу (ну и я конечно обрадовался!). Лекции свои он заканчивал всегда на какой-то такой оптимистической ноте. Светлый был человек. Настоящий был человек. Его забывают, а я его помню и буду помнить.

27.06.2005 10:55
Таких людей БУДУТ помнить!
Великий был человек...
И лучший, на мой взгляд, существующий учебник по матанализу - именно учебник Леонида Ивановича. Самый строгий, самый информативный и самый понятный. Хотя, увы, многие со мной несогласны.



Лучше переесть, чем недоспать...
01.07.2005 12:48
нда уж... сильно
ради одного человека спецкурс читать это просто реально сильно...



встану утром рано...
01.07.2005 17:26
уточнение
Цитата

mozzie писал: ради одного человека спецкурс читать это просто реально сильно...
Но такое, вообще-то, для мехмата не редкость. Что, конечно, не умалает нисколько Л.И.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти