Бесплатность образования

Автор темы egor 
11.07.2005 17:26
Бесплатность образования
Каким должно быть образование - платным или бесплатным? Какие механизмы оплаты образования? Может ли быть хорошее бесплатное образование в капиталистической России?

Имеется в виду высшее образование, а также "десятый и одиннадцатый" классы школы.

Несколько цитат из темы "Учителя школ пишут вступительный на мехмат".
Цитата

Alopex писал:
А хорошо или плохо совсем бесплатное образование - это тема для отдельной дискуссии.
Цитата

wep писал:
Сообщаю, что для положительной динамики развития народа и государства бесплатное всеобщее образование есть зло, и злодеи эти убивают народ.
Пожалуйста, объясните подробнее.
Цитата

Alopex писал:
То, за что ты никак не заплатил (ни в каком смысле), то, что досталось совсем бесплатно, - обычно тобой же и не ценится.
Мысль хорошая, но примечание "ни в каком смысле", видимо, указывает на то, что ценность образования определяется не только деньгами. ("За деньги можно купить диплом, но не образование", и т. п. wink) К тому же, откуда у школьников и младшекурсников деньги? Брать у родителей, заключать контракты, просить у фондов за отличную учёбу?

11.07.2005 17:45
о том, что ценится
Например, некоторое количество лет назад в некотором учебном заведении, имеющим некоторое отношение к МГУ, в голову никому (ни педагогам, ни слушателям) не приходило, что за учебу можно платить. Как и то, что за несдачу зачета/экзамена могут выгнать. Тем не менее все слушатели считали нужным учиться, насколько сил хватало.
Позже ситуация изменилась.

Проблема не в том, что образование было (есть? будет?) бесплатным, а в том, что система ценностей и оринтиров сменилась, и желания учиться нет. Создавать такую мотивацию денежными единицами - не решать, а маскировать проблему. Тогда бы уж приняли соответствующий закон и разрешили бы розгами мотивацию создавать, преподавателю хоть моральное удовлетворение будет. Деньги, т.к., как верно было замечено, своих у студентов быть не может - те же розги, только отлупить должен отец - по-дилетански, некачественно, и вообще не факт, что сделает.
11.07.2005 17:55
Она, родимая
Цитата

egor писал(а) :
Каким должно быть образование - платным или бесплатным? Какие механизмы оплаты образования? Может ли быть хорошее бесплатное образование в капиталистической России?

Не может. По той же причине, по которой не может быть хорошего образования в рабовладельческой России - т.е. потому, что России такой быть уже не может.

Цитата

Цитата

wep писал:
Сообщаю, что для положительной динамики развития народа и государства бесплатное всеобщее образование есть зло, и злодеи эти убивают народ.
Пожалуйста, объясните подробнее.

Одно из двух: либо wep начитался Лао Цзы ("народом проще управлять, когда он глуп, а потому мудрый правитель не занимается просветительством"), либо под "бесплатностью" он понимает не то, что обычно.

В связи с этим вопрос к wep'у: относит ли он советское образование (при котором выпускник был обязан отработать по распределению) к категории "бесплатного"?

Цитата

Цитата

Alopex писал:
То, за что ты никак не заплатил (ни в каком смысле), то, что досталось совсем бесплатно, - обычно тобой же и не ценится.
Мысль хорошая, но часто дороже то, на что потрачены не деньги, а внимание и время. К тому же, откуда у школьников деньги - брать у родителей или занимать в банках?

Ну, тут может начать играть роль Alopex'ова оговорка про "ни в каком смысле". Работа по распределению - ведь тоже "форма оплаты"?

С уважением,
Гастрит

11.07.2005 18:29
Миром правит капитал (а иногда - "Капитал")
Цитата

egor писал:
Может ли быть хорошее бесплатное образование в капиталистической России?
Гастрит писал:
Не может. По той же причине, по которой не может быть хорошего образования в рабовладельческой России - т.е. потому, что России такой быть уже не может.
Не может быть, потому что этого не может быть никогда? А как называется то, что сейчас?

Цитата

Гастрит писал:
Одно из двух: либо wep начитался Лао Цзы ("народом проще управлять, когда он глуп, а потому мудрый правитель не занимается просветительством"), либо под "бесплатностью" он понимает не то, что обычно.
smile Знающие не доказывают.

11.07.2005 18:45
Главное - не перепутать :)
Цитата

egor писал(а) :
Не может быть, потому что этого не может быть никогда? А как называется то, что сейчас?

"Вот такое хреновое лето". Как ни парадоксально - то, что сейчас, называется социализм. Ибо способ производства существенных изменений с советских времён не претерпел.

С уважением,
Гастрит

11.07.2005 18:48
Про нежелание
Цитата

Создавать такую мотивацию денежными единицами - не решать, а маскировать проблему.
Эээ... А где здесь маскировка? Вы почему-то рассматриваете обучение, как какую-то обязанность. А это, между тем, не обязанность, но средство для достижения тех или иных целей. Если таковые цели могут быть достигнуты и без этого средства, то, собственно, зачем оно? А если это средство-таки необходимо, то, значит, и проблем с нежеланием не будет.
С уважением,
Свинтус
11.07.2005 18:54
Гастриту и wep`у
Цитата

Гастрит писал(а) :
Не может. По той же причине, по которой не может быть хорошего образования в рабовладельческой России - т.е. потому, что России такой быть уже не может.
Почему же капиталистической России не может быть?!
Цитата

wep писал:
Сообщаю, что для положительной динамики развития народа и государства бесплатное всеобщее образование есть зло, и злодеи эти убивают народ.
Не могли бы Вы привести какие-либо доказательства этого?
Цитата

К тому же, откуда у школьников деньги - брать у родителей или занимать в банках?
Да, именно так.
С уважением,
Свинтус
11.07.2005 18:56
Свинтусу
Цитата

Свинтус писал(а) :
Почему же капиталистической России не может быть?!

А почему может? Где предпосылки для капиталистического развития России? Или Вы полагаете, что простого желания чьей-то левой пятки для этого достаточно?

С уважением,
Гастрит

11.07.2005 19:03
Про предпосылки
Цитата

Где предпосылки для капиталистического развития России?
Вокруг. Развитие частного бизнеса, увеличение числа собственников, полная неэффективность работы государственных предприятий.
С уважением,
Свинтус
11.07.2005 19:26
Ну, и где же?
Цитата

Свинтус писал(а) :
Цитата

Где предпосылки для капиталистического развития России?
Вокруг. Развитие частного бизнеса,

Это где Вы видели в России хоть один частный металлургический комбинат? Или хоть одну частную нефтяную скважину?

Цитата

увеличение числа собственников,

Это Вы про прихватизацию? Так смею заметить, что она отнюдь не создала частной собственности, а лишь привела к передаче части социалистической собственности в личную собственность отдельных... граждан. Общественное отношение не создаётся по заказу!

Цитата

полная неэффективность работы государственных предприятий.
С уважением,
Свинтус

Темпы роста экономики в 1928-1941 и 1992-2005 сравнивать будем?

С уважением,
Гастрит

P.S.: Судя по всему, вы плохо отличаете капитализм как формацию от голого факта того, что где-то есть капитал. При Вашем подходе и Афинскую республику можно считать капиталистической страной, коль скоро в ней встречались ростовщики razz

11.07.2005 20:56
А вот раньше было так
В начале пятидесятых за обучение в средней школе деньги с родителей брали, а высшее образование давали (не всем, конечно)
бесплатно и еще денег приплачивали в виде стипендии.

Вот такое замечательное сочетание платности/бесплатности.
11.07.2005 21:36
Больше коротких топиков!
Проявляйте снисходительность к тормозным диалапщикам, создавайте больше тем, хороших и разных!

11.07.2005 21:48
Как это со мной бывает,
я ораничен во времени писать (едва читать успеваю :-)), но тут отвечу.

Цитата

Гастрит писал(а) :
Как ни парадоксально - то, что сейчас, называется социализм. Ибо способ производства существенных изменений с советских времён не претерпел.

С уважением,
Гастрит



С четкостью в определениях у нас как-то не очень. Если в СССР сами себя называли социализмом, то это еще не значит, что так оно и есть.
Гастрит, Вы же человек широкой образованности, так дайте ответ на вопросы (лучше с цитатами из классиков :-)):

1. Как связана очередная общественно-экономическая формация с уровнем производительности труда?

2. Какова была (даже по очень завышенным советским статданным) производительность труда в СССР (всякая - по отраслям, сравнительно с Европой, всякая средняя и т.д.)?

3. Из 1 и 2 - какой экономический строй был в СССР? (подсказка - феодальный :-))

4. Независимо от 1, 2, 3 - социализм по Марксу должен победить капитализм по производительности труда, и победить он должен только тогда, когда капитализм сам созреет (так, впрочем, побеждает все и везде :-)). Вопрос Гастриту: так кто был прав в известной дискуссии: Ленин или Каутский с Бернштейном? Просто по факту свершившейся истории?

11.07.2005 21:50
Непременно, позже (-)
11.07.2005 21:50
й
Образование должно платным быть.

Студентам кредиты должно выдавать.
11.07.2005 21:58
Лучше
сравнить темпы роста 1909-1913 с любым периодом в СССР. Познавательнее будет. Сразу и общий вал сравните в сравнимых отраслях (с/х, строительство, особенно жилищное, да мало ли).

Конечно, полностью верен аргумент такой: сами разбили экономику до нулевого вала, а потом от него как начали расти, аж закачаешься!
Смешно рост этих лет всерьез предлагать. Но я выше даю аргумент еще сильнее: страна победивших бездельников даже от практического нуля не смогла дать приличный рост, бывал и выше.

11.07.2005 22:02
egor,
боюсь, что до такой частности, как вредность бесплатного образования, доберусь не скоро. Уж извините, тут Гастрит советскую экономику взялся защищать, как будто не читал классической критики экономических моделей типа Т. Кампанеллы.

11.07.2005 22:05
Я не
сталинист, но конечно, СССР стал безнадежен с приходом к власти интуитивного троцкиста Хрущева с его явной социалутопической идеей общественного устройства.

11.07.2005 22:14
Re-й
Студенты, которые в науку потом пойдут, будут лет по пятьдесят кредиты обратно отдавать.
11.07.2005 22:49
Ну что тут скажешь?
Цитата

Гастрит писал(а) :
Одно из двух: либо wep начитался Лао Цзы ("народом проще управлять, когда он глуп, а потому мудрый правитель не занимается просветительством"), либо под "бесплатностью" он понимает не то, что обычно.

В связи с этим вопрос к wep'у: относит ли он советское образование (при котором выпускник был обязан отработать по распределению) к категории "бесплатного"?

1. Лао Цзы (по недомыслию :-)) слишком усложнял: народ всегда в рамках настоящего глуп, и мудрый правитель легко им управляет, и тут нет предмета для сотрясания воздуха.Серьезнее (но тоже самое, это не шутка): сколько не просвещай народ, он не станет образованнее выше исторически обусловленной границы нынешних (фраза инвариантна относительно веков) объективных общественных потребностей.

2. Под бесплатностью действительно понимается намного более общая вещь, чем просто деньги. Никто никогда ничего не должен получать просто так. Эта простая мысль слишком обща, и я сразу сведу ее до примера из советского образования: нельзя заставлять (пытаться заставлять, заставлять учителя пытаться заставлять, заставлять уителя делать вид, что он пытается заставлять и т.д.) несовершеннолетнего оболтуса учиться, ежели он не хочет. Его хотение+реальный труд - вот то, что он ДОЛЖЕН ДАТЬ. Вот когда система не экономическая, а идеологическая (решили из идейных фантазий, что у нас всеобщее и обязательное - и все тут, дальше че хошь, изображай, заставляй, а корочку всем дай) - тогда она ОТКАЗЫВАЕТСЯ БРАТЬ даже это. Вот это и есть апофеоз бесплатности (такое в СССР было по многим параметрам, апофеоз апофеоза - бесплатная раздача "зарплаты"), и он ведет к полному отказу народа (эта бесплатность-то всеобщая!) от любой работы, и далее к гибели народа.

P.S. Гибель народа следует из многих вещей, с моей точки зрения, с очевидностью, но, конечно, вышеприведенного текста тому, кому не очевидно, не достаточно. Не цепляйтесь, "придет время, мы поговорим и об этом".

P.P.S. Это лишь один пример. Надо понимать, что обществу всегда надо не так много, как оно может сделать (в образовании) в приказном порядке. Но если оно делает это для тех, кто делом доказывает свой интерес (так или иначе что-то дает), это одно; как только мы ради "отчета перед отцами-основателями" (:-)) делаем что-то, что никому не надо - все, пиши пропало: здесь и неучи с корочкой, и неумехи учителя (умехи не нужны для ненужного никому дела), и застой в программах (кому нужен реальный мониторинг ненужного дела?), и очереди к оставшимся в малом количестве специалистам (конкурс в хорошие школы) и т.д. Одна из фундаментальных причин катастрофы в следующем, однозначно связанном со строем: такое хорошее всеобщее образование объективно на этом этапе стране было не нужно=> государство реально могло позволить себе "забить", т.е. не платить учителям, не париться о реальном уровне выпускников, и т.п. Но при этом из чистой идеологии хотело хорошее всеобщее, ТАК ЕЩЕ И БЕСПЛАТНОЕ! Далее по тексту выше, что из этого обязательно должно получиться, и что и получилось.

3. Ну и про распределение: это само по себе, конечно, плата. Но:

i) при Сталине, когда реально посылали, да еще и черте куда - это одно (и того недостаточно, но все же)

ii) позже, в рамках всего, что сложилось в экономике (хотя бы бесплатные зарплаты, уровень производительности труда ниже плинтуса, фиктивность (статистическая, для большинства) самого распределения, легкость уклонения и т.п.) это перестало быть реальной платой, осталось только название, т.е. стало чистой идеологией, т.е. перестало быть экономически обоснованным, т.е. стало не материализмом, а идеализмом, т.е. формально верные вещи стали приносить только вред. Этот бред только для Гастрита :-), я надеюсь, он не будет придираться, а верно расшифрует и надставит все переходы.

iii) Как-то мелковато берете, Гастрит :-) Такие частности, распределение какое-то . . .

Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти