Система высшего образования в Америке

Автор темы mike 
23.07.2005 01:01
Система высшего образования в Америке
Давно собирался написать небольшое сравнение американского высшего образования и российского. В часности, что лучше в Америке и что можно перенести в МГУ и другие вузы. Я напишу о том что знаю, я думаю что моя информация достачно аккуратна, но я не могу гарантировать абсолютную точность. Так же заранее прошу прощение за ошибки - пишу через конвертер с транслита.

В Америке существуют два типа университетов - часные и государственные (state universites). Государственный университет спонсируются штатом где он находится. Образование и там и там платное, но в state universities резиденты штата платят досточно символичную сумму за образование (примерно 3000$ за семестр), нерезиденты (включая иммигантов) платят out-of-state fees, которые сопоставимы с платой в частных университетах. Образование в часном университе стоит 20000-50000 долларов в год (включая расходы на жилье и питание ("room and board")), в зависимости от уровня университета и места где он расположен. Граждане США могут получит' государственных займ на образование под низкие проценты, который не нужно выплачивать пока учишься. Так же для одаренных студентов доступна безвозмедная помощь от университета. Насколько я знаю в Принстоне все студенты получают такую помощь, но это скорее исключение.

Преимущество платного образования для студента в том, что с ним/ней обращаются как с клиентом, который платит деньги, а это значит что библиотека будет работать до глубокой ночи в сессию, в ней будут необходимые книги, В лабораториях есть необходимое оборудование. В конце курса студенты оценивают профессора (анонимно) - как курс был прочитан, сложность курса, насколько легко было связаться с профессором, что бы спросить что-то, и т.д. У университета есть своя частная полиция, транспорт (автобусы и т.д). Каждая лекция стоит для студента примерно 100 долларов, что дает некоторый финансовый стимул для ее посещения.

Плата за образование состаляет примерно одну треть от доходов унивеситета, остальные две трети составляют гранты от правительства и фирм, которые оплачивают исследования проводимые в университете и благотворительные пожертвования (в основном выпускники университета - alumni). Такие пожертвования могут быть очень большими - пару лет назад мой университет получил 100 миллионов долларов от одного человека. Кроме того новые здание тоже часто строятся на деньги спонсоров. Здание в котором я сейчас нахожусь стоит 20 миллионов из которых 10 миллионов были внесены одной семьей (здание названо в их честь).

Университет постепенно подготавливает своих выпускников к благотворительности предлагая, например, всем выпускникам пожертвовать хотя 100 долларов перед выпуском (более 50 процентов это делают). Вообще мне понравилась идея, что "все продается". Если у спонсора есть деньги он может построить здание и назвать своим именем, можно пожетвовать деньги и назвать своим именем аудиторию, офис студентов, лоджию, аллею, скамейку около здания и т.д. Иногда доходит до комических ситуаций, например, _вход_ в джим куда я хожу имеет свое имя. Недавно один человек, оплатил таблички на писсуарах в библиотеке: "облегчением, которое вы сейчас испытываете, вы обязаны Джону Смиту".

Я думаю что МГУ может заимствовать эту схему, это лучше чем ждать деньги от государства, без особой надежды их получить.

Количество профессоров в каждом департаменты обычно значительно меньше чем в МГУ. Например, департамент математики может решить нанять двух специалистов по теории чисел, трех по алгебре и анализу, и т.д. Полный профессор получает в хорошом университете 120-150 тысяч долларов в год и университет не может содержать целые кафедры, занятые одним направлением. Кроме того, каждый профессор обычно читает один или два курса в семестр (две - четыре лекции в неделю). Семинары (если они есть обычно) ведутся либо аспирантами либо пост-доками). Аспиранты обычно проверяют домашние работы (если это достачно большой курс). Оплата 10-17 долларов в час.

Оценка за курс в Америке состоит из нескольки компонентов - оценки за домашние работы, оценки за mid-term (экзамен в середине семестра) и оценки за final экзамен в конце семестра. Экзамены письменные. Шанса ничего не делать весь семестр и потом, списав, получить хорошую оценку у халявного преподавателя не существует. (Так же невозможно нарваться за "зверя" который считает что студент больше чем на три знать материал не может). Я считаю что такая система _ЗНАЧИТЕЛьНО_ лучше чем система зачетов и экзаменов в МГУ.

Кстати о списывание. Не рекомендуется. Последствия могут быть достаточно катастрофическими. Начиная от минимальной оценки за курс и кончая занесением в личное дело (привет аспирантуре) или отзывом диплома (если факт списывания или плагиата выяснится после окончания). Одна моя знакомая отправила свою работу позже положенного срока, говоря что у нее часы на компьтере были неправильно поставлены, профессорша вызвала ИТ специалиста что бы он проверил, что часы не были специально переведены. Я, кстати, ни разу не видел в Америке, что бы кто-то списывал на экзамене, даже если профессор уходил из аудитории.

Вот такие мысли, если что вспомню то допишу.

23.07.2005 13:06
Принято к сведению
Кто бы нам еще из Китая написал о системе высшего образования в Китайской Народной Республике....
23.07.2005 15:43
Спасибо
Действительно было интересно прочитать факты
23.07.2005 17:18
Кстати
о списывании на экзаменах в американских ВУЗах:
есть факт, что еще со школы в студентах воспитывают своего рода гордость, такую, что любую подсказку/помощь от соседа на экзамене они переживают как личное оскорбление ;)
25.07.2005 09:46
re:
Да, наверно - "take pride in your work" - так было написано на web странице одно курса.
Кроме того oценка за курс ставится с помощью "curve": пятнадцать - двадцать процентов студентов получают "А", следующие 20% - "В" и т. д. Так что давать списывать всем подряд непрактично - можно самого себя наказать.

27.07.2005 03:09
а еще
А еще есть более прозаическая причина, почему там не списывают. А именно: твой же сосед тебя первым и заложит, и прости-прощай. Причем, такая практика считается абсолютно естественной, и действительно стала уже частью культурной среды, поэтому списывать никому даже и в голову не придет (как и не доложить о замеченном списывании). Что любопытно, в других местах, в Европе например, тенденция к списыванию и всякого рода "жульничеству" с целью облегчить себе жизнь больше, чем в Америке, выражена. Хотя тут наверное не последнюю роль играют выходцы из бывших соцстран и всякие восточные товарищи :)

По поводу положительных сторон американской системы образования - действительно есть много интересных моментов там, но далеко не все их можно просто вот так взять и перенести, в отрыве от культурного контекста и прочих реалий.

Взять вот финансирование. Действительно, большая доля финансирования (а точнее, endowment) у их вузов от пожертвований идет. Но даже не в том дело тут, что "вход в фитнес центр" будет твоим именем называться, а просто культура благотворительности там на совршенно другом уровне. Если человек заработал какое-то значительное состояние, он считает своим долгом оставить, скажем, 10 процентов универу там своему, садику, или кружку умелые руки. Иначе и самому как-то неловко будет, да и окружающие не поймут. В российских же условиях пока смешно на это рассчитывать. Да и в Европе с благотворительностью будет похуже - не те обычаи.

Про экзамены теперь. Вроде действительно выглядит система письменных экзаменов более привлекательной (объективность, человеко-часы опять же экономятся, хотя если задания не стандартны - проверять и оценивать далеко не подарок), но и тут на мой взгляд не все гладко. Ну уж слишком она страндартизирована, тяжело порой таким образом выявить, насколько человек в тонкостях той или иной науки разбирается, да и как думает тоже не всегда видно. Часто такое тестирование позволяет только некоторый усредненный уровень выявить, а дальнейшее уже зависит от того, насколько кто быстро считает и олимпиадных навыков.

Пожалуй, отношение к студентам - действительно, чему можно поучиться там. Ну так на то они и деньги такие получают. Слышал, что далеко непросто устроиться там профессором, если presentation skills хромает. Хотя, уверен, и там неадекватные преподы встречаются, да и у нас не все плохие, есть очень замечательные даже.

Резюмируя: "если вы такие умные - почему такие бедные?" Наверное, только глухой не слышал про слабость базы средноего американского студента (по математике, в частности). Наши выпускники матшкол и вузов далекоо от них были до последнего времени по этому показателю. Отмазки типа "у американцев нет стимула наукой заниматься" не канают - мы что, такую же хотим систему создать, чтобы и у наших не было стимула?
Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти