Что религия думает о математике. Смешно до слез

Автор темы Сергей Лукьянов 
14.10.2007 23:20
Это, наверное, мне :-)
Ну так я же получил ответ:

http://www.mmonline.ru/forum/read/7/53655/53675/#53675

который меня устроил в смысле того, что я получил более разумную интерпретацию отношения к математике церкви.

А то, что вы с Гастритом взялись далее что-то "исследовать" - мне неинтересно - так что ж, чем я виноват? И я уже писал об этом:

http://www.mmonline.ru/forum/read/7/53655/53678/#53678

так что я предупредил вовремя о своем неучастии и незаинтересованности.
14.10.2007 23:22
Ну и глупость же Вы написали!!
Цитата

Wep писал: Я и не имел ввиду ничего особенного - просто прямая констатация из Ваших уст, что все христианские догматы просто выдуманы и приняты далее как абсолютная истина - немного неожиданно. Я скорее бы ожидал ссылок на более существенный "источник", нежели человеческая фантазия.
Ну и глупость же Вы написали!!
Дорогой Wep, прошу меня извинить, но иначе определить процитированное трудно.
А я, получается, плохой преподаватель, ибо ума не приложу, как из моих слов можно было такое вывести...
"По такому же принципу" - это следующее (кстати, отвечаю одновременно Гастриту, который отчего-то решил, что речь идет всего лишь об определениях): выделено некоторое утверждение (как оно получено - это уже другой вопрос, не менее важный, но другой). Кто под ним подписывается (содержательно подписывается, т.е. понимая смысл всех входящих в утверждение слов и по отдельности - т.е. говоря на том же языке, на котором формулируется утверждение, - и в целом, т.е. разделяя понимание всех терминов и общий смысл написанного), тот христианин; кто не подписывается - тот не христианин.
14.10.2007 23:34
Чуть не забыл уже я.
Цитата

Wep писал: я не вижу, где тут я плохо думаю?
В том месте, где предполагаете, что я выну старую цитату из Гастрита и поймаю его на противоречии с сегодняшними словами.

Цитата

Поймать оппонента на его же противоречиях - что ж тут плохого, кроме хорошего?
Это, конечно, хорошо, если не учитывать, конечно же, то, что человек и вправду меняется, бывает...
14.10.2007 23:38
Да, я ошибся веткой, извините.
Ответ Вы получили, но на него никак (кроме отсылки на то, что согласны с Гастритом) не ответили, что меня удивило.
Ну да ладно: неинтересно и неинтересно - что ж тут поделаешь? - Дело житейское :), как говаривал Карлсон.
14.10.2007 23:39
Ну вряд ли
"глупость" в строгом смысле этого слова - я всего лишь интерпретировал Ваши слова так, как их понял - а слово "глупость" можно отнести, на мой взгляд, к каким-то объективно сформулированным утверждениям.

А иначе определить процитированное легко и Вы это сделали: Вы в цепочке "хитрых", длинных, скучно-непонятных выяснений "написано-подписано-неподписано" полностью закопали всякие остатки смысла текста, так что моя интерпретация Вашей короткой необъясненной реплики более чем обоснована.

Да и в нынешнем виде это Ваше "подписано-неподписано" написано не очень понятно (хотя и понятнее раннего).
14.10.2007 23:41
Ну и будут зафиксированы
произошедшие изменения - это же хорошо!

Я совершенно не понимаю, что плохого в вытаскивании старых цитат - а Вы не объясняете, а только повторяете - так объясните.
14.10.2007 23:43
Но поворот всё же интересный
Ну, что христианином называется тот, кто "подписывается" под положениями христианства, это более-менее ясно и без Ваших разъяснений smile Но ведь эти положения содержат (как Вы сами только что признали) не только определения, но и положительные утверждения, допускающие практическую проверку. Конечно, непосредственно Символ проверить трудновато - но вот как быть, например, с таинствами? Тут мы имеем дело с явлениями, массово повторяющимися в самой что ни на есть современности. Их (не упомянутых в Символе, кстати) признание входит в обязанности христианина? Если да, то как удостовериться в пресуществлении? Где та лампочка, которая в присутствии священника горит оранжевым, а в присутствии мирянина - зелёным? Аналогичный вопрос про крещёных/некрещёных?

С уважением,
Гастрит
14.10.2007 23:48
Всё-таки здесь тоже отвечу немного...
...хотя основное сказано выше, в ответе Wep'у.
"Догмат" безусловно не есть синоним слова "дефиниция", так что все остальное, что следует за этим в Вашем ответе (в частности "определения" Христа и др.) к разговору (а к реальности - тем более) не имеет отношения.
Собственно, повторюсь: "такой же принцип" выделен специально двумя пунктами - где Вы там с Wep'ом увидели то, что увидели, - ума не приложу...
14.10.2007 23:50
Ну а
разве отсылки недостаточно? Непременно надо, чтобы я сам отдельно написал (сугубо личное мнение, конечно), что цитируется, мягко говоря, странный текст? Непременно надо, что бы я "проехался" по тексту типа:

"Желательно, чтоб кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных ипотезах"

Вы же не сможете читать мой разбор. А я не хочу его писать - зачем бессмысленно и фактически бесцельно писать вещи, для Вас обидные и неприятные? Что ж плохого в моем нежелании?
15.10.2007 00:08
Я не о том.
В вытаскивании старых цитат - ничего плохого.
Вообще-то, когда я написал "плохо же Вы обо мне думаете", то имел в виду всего лишь следующее: странновато, что, в общем, не так уж плохо меня зная (и зная мою загруженность последних месяцев), можете всерьез считать, что я способен на такую долгую атаку Гастрита вопросами всего лишь для того, чтобы поймать его на противоречии с его собственными старыми взглядами.
---
Собственно, я хочу всего лишь одного (и это важно во всех моих дискуссиях с Гастритом): объяснить ему "на пальцах", что его мировоззрение догматизировано не более и не менее, чем, например, христианское. И что в этом нет ничего плохого, ибо не бывает взглядов без догматов. И, в частности, "догматическая идеология" не есть ругательство.
Как мне очевидно, Гастрит употребляет слова "догмат", "догматизированный" и под. ровно так, как это принято понимать в современном мире (со времен французских просветителей, пожалуй). Моя цель - показать Гастриту, что к пониманию этих понятий христианством это "современное" понимание не имеет никакого отношения. Другими словами, я хочу объяснить, что современный мир (пусть и довольно давно, но мо меркам истории - совсем недавно) придал слову "догмат" значение, совершенно отличное от его исконного (и оставшегося в христиантсве) смысла. Так же, например, как это он сделал со словом "ортодокс", которое на деле означает не более чем "православный".
15.10.2007 00:18
Не томите душу :)
Тогда опять же жду скорейшего разъяснения про таинства. И про торжество православия (сиречь культа икон, в честь окончательного утверждения которого сей праздник и установлен), что б уж до кучи. В Символе, к которому Вы недавно свели содержание православной ветви христианства, обо всех этих вещах нет ни слова, так что я прямо теряюсь в догадках cry

С уважением,
Гастрит

15.10.2007 00:19
Вот-вот,
и я о том же:

доказывать друг другу, что в основе любого мировоззрения обязательно есть аксиомы - скучно и глупо -

все присутствующие это знают, и знают, что все присутствующие знают :-)

Вот поэтому мне и неинтересна ваша пикировка - ерунда какая-то сплошняком. Это называется флуд или флейм? :-)
15.10.2007 00:28
Ох...
Цитата

Гастрит писал: Ну, что христианином называется тот, кто "подписывается" под положениями христианства, это более-менее ясно и без Ваших разъяснений...
Гастрит, мои разъяснения относились не к тому, кто называется христианином, а кто - нет!! Речь шла о том, что называется догматом. И догматы, безусловно, ближе к аксиомам, чем к определениям (хотя непосредственное сходство есть и с тем, и с другим).
Далее, то, что не все таинства в Символе веры упомянуты (о крещении там есть целый пункт, как Вам известно), говорит лишь о том, что они относятся (если продолжать математическую аналогию) к части выводимого, т.е. теорем.
Ну и эта аналогия, конечно, не точная: подобно аксиомам, догматы не проверяются (не доказываются) в каком бы то ни было смысле. Однако это вовсе не "с потолка" взятые утверждения, как, быть может, кто-нибудь мог бы предположить (считая, что аксиоматическую систему в математике можно придумать "с потолка" и начать ее с успехом развивать).
15.10.2007 00:29
К вопросу о названии
Цитата

Это называется флуд или флейм? :-)

Это называется холивар :-))

С уважением,
Гастрит
15.10.2007 00:31
Замечу,
что связь "аксиом" с "определениями" глубже, чем может показаться из Вашего текста. Достаточно вспомнить "аксиоматику" теории групп, например.
15.10.2007 00:32
Переведи! (с) :-) (-)
15.10.2007 00:33
Согласен
Цитата

wep писал: доказывать друг другу, что в основе любого мировоззрения обязательно есть аксиомы - скучно и глупо -
Согласен.
Цитата

все присутствующие это знают, и знают, что все присутствующие знают :-)
Ну а тут у меня, извините, сомнения. Неоднократно проверенные практикой употребления Гастритом слова и термина "догмат".
Странно, что Вы этого не заметили ни разу...
15.10.2007 00:35
Нет вопросов.
Потому я и акцентировал внимание на сходстве догматов и с тем, и с другим.
15.10.2007 00:37
Вы ошибаетесь насчёи практики применения
Гастритом слова "догмат" - наоборот, оно (применение) очень в русле Ваших совсем свежих высказываний об аксиоматике - что-де догматы христианства не с потолка, в отличии от формальных аксиоматик.

Он просто имеет противоположный Вашему взгляд на происхождение тех или иных аксиом - он догматами ругательно называет явно "неверные" аксиомы (со своей точки зрения, конечно), "взятые с потолка" - а Вас это выводит из состояния равновесия.

Надо просто осознать, что здесь аксиомы у вас очень разные, а в аксиоматичности самих мировоззренческих систем у вас разногласий нет - и закончить :-)
15.10.2007 00:42
Да не томлю.
В общем, ответ уже дан выше: то и другое (если использовать математическую аналогию) относится к области выводимого. Причем, последнее (про иконы) - довольно нетривальная теорема, сформулированная отдельным догматом (и, тем самым, сделавшая список аксиом заведомо зависимым, если продолжать ту же аналогию).
Повторюсь, аналогия не точна - не нужно поддаваться соблазну считать христианство формальной теорией, это всего лишь сравнение.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти