MMOnline – Информационный портал о мехмате МГУ


Этот материал доступен в сети по адресу:
http://www.mmonline.ru/message/1539/


30.05.02 13:32  Аспирантура в США: Подача документов

Подача документов

Эта статья являетcя частью серии публикаций,
автором которой является Стас Колеников, делающий
Ph.D. по статистике в Университете Северной Каролины и
посвящена вопросам поступления и учебы в аспирантуре США.

Как правило, для программы Ph.D. требуется:

  • Результаты стандартных тестов - TOEFL, GRE, GMAT (для бизнес-школ). Первый - это тест на понимание языка, а второй претендует на измерение определенных думательных способностей (три составляющих: численная quantitative, вербальная verbal и логическая analytical). Иногда (в самые крутые университеты) требуется GRE subject - тест по специальности. Все эти тесты можно сдать в Москве; можно сдавать несколько раз, пока результаты не удовлетворят :). Удовлетворительными можно считать TOEFL выше 250 (по компьютерной шкале; по старой бумажной это соответствует 600) и GRE в районе 90% (я считаю, что после мехмата, физтеха или РЭШки сдавать численный GRE не на полный балл - это позор).
  • Транскрипты - дипломы (с указанием степени) и выписки из зачетных книжек (с указанием курсов, их объема в часах и оценок). РЭШка все это делает на ура, а вот с дипломами из первого вуза явно придется возиться. Обычно надо брать свой диплом, самому переводить на английский (мат. анализ - это Calculus, а не только Real Analysis... а "Введение в вычислительные системы" - это, пожалуй, Computer Science. В общем, помучиться придется) и идти на свою кафедру английского и/или в учебную часть, где надо будеть заклеить все эти дела в конверт и поставить на месте склейки гербовую печать университета с подписью какого-нибудь официального лица - типа декана или ректора по учебной работе. Как-то американцы очень трепетно относятся к этим подписям и печатям, считая, что вы только и мечтаете, чтобы подделать подаваемые документы...
    Надо иметь в виду, что американская система оценок - это A/B/C/D/F, по убыванию, и цифруется она как 4/3/2/1/не сдал. Соответственно, средний балл не может превышать 4.0, и российские 4.9 вызовут, мягко говоря, недоумение. Рекомендуется на выписках с оценками указывать как примечание переводчика, что российская шкала - пятибальная.
  • Рекомендации. Момент очень тонкий и зачастую весьма ответственный. Хорошая рекомендация может перевесить плохие оценки, тем более для РЭШевцев, у которых средний балл может быть, скажем, 3.9 out of 5.0, и все равно такой студент будет иметь шансы быть top-student на своей будущей программе Ph.D. (в свете предыдущего абзаца - просто не надо указывать, что это 3.9 именно из 5, а не из 4 :). Понимающие профессора-рекомендаторы пишут в своих рекомендациях, что РЭШевский средний балл (GPA - grade point average) не очень много значит. Рекомендация должна представлять вас как студента и как потенциального научного работника, так что рекомендация от лауреата Нобелевской премии "Вроде бы я видел этого студента на каком-то из своих курсов" будет иметь скорее отрицательный вес, а подробное описание вашей совместной работы шефом по физтеху при подаче на экономику вполне может сработать положительно. В то же время, человек должен быть хоть как-то известен в американской академической среде. РЭШевцам, опять же, в этом плане относительно легко: они могут брать рекомендации у приезжих профессоров, среди которых могут попасться и весьма значимые фигуры. Мехматам, которые могут взять рекомендации Арнольда или Синая, тоже можно не беспокоиться :). Всем остальным - надо что-то выдумывать...
    Иногда приходится самому на себя писать рекомендцацию, и если такое складывается, то писать надо, конечно, в абсолютно хвалебном тоне: если про тебя написано, что ты - хороший студент, то между строчек читается, что ты - студент посредственный. Нужно как минимум в трех, а лучше - в пяти местах написать, что ты - один из лучших студентов своего курса, или тем паче - один из лучших студентов, которых данный профессор видел за последние пять лет в тех восьми учебных заведениях, где он преподавал... Рекомендательные письма проникнуты глубочайшей символикой - вроде посланий в цветах, в которых фиалка означает одно, роза - другое, хризантема - что-то совсем третье. И еще: откажитесь от возможности прочитать вашу рекомендацию (waive my right to access the letter of recommendation). Это, опять же, символизирует несколько большую степень объективности письма.
  • Statement of purpose / cover letter - декларация о намерениях :). Зачем вам Ph.D.? Почему вы хотите поехать именно в этот университет? Почему вы считаете, что вы достойны? Все это нужно толково расписать. Говорят, примеры есть в Библиотеке иностранной литературы и в Интернете. Я писал сам, из головы (или, во всяком случае, интенсивно помогал) - три штуки: соседу по общаге (учится в Kellogg Business School, Northwestern U.), себе (UNC, Statistics) и жене (Duke U., Economics), обладая только вышеперечисленными представлениями о том, что должно быть написано.
  • Резюме или CV (это немножко разные вещи: резюме должно влезать на одну страничку, а CV вполне может быть многотомным захватывающим романом :). Месячные приработки указывать не обязательно, а вот научные публикации нужно писать даже самые мелкие.
  • Может быть - экземпляр научной работы. Статья в реферируемом западном журнале, естественно, произведет благоприятное впечатление; статья на русском останется непонятой, хотя сам факт публикации, конечно, дело положительное.
  • Ну и, естественно, деньги. Все университеты берут application fee, которая составляет от 40 до 70 долларов, плюс-минус. РЭШевцам опять же проще: можно пойти к кому-нибудь из доверенных лиц (к кому - не скажу, потому что я не знаю, кому вы доверяете :). В виду имеется в первую очередь Placement Director) и попросить их выписать чек с их счета в американском банке, или заплатить по кредитке. Что делать людям, не имеющим таких возможностей - понятия не имею. Искать банки, которые могут сделать американский money order, видимо.

Во многих университетах можно подать заявление о приеме на Ph.D. по Интернету, on-line, досылая платеж и остальные документы. Сроки (deadlines) надо соблюдать, хотя могут пройти и слегка запоздавшие документы, если достойных кандидатов среди аккуратненьких не наберут. Мне наш Graduate Admission Director где-то в марте (при deadline в январе) неформально говорил, что если у меня есть знакомые, которые хотят подаваться к нам в университет - пусть они это делают как можно скорее, а то он не успеет к официальным срокам представления документов в Graduate School (которая принимает формальные решения о рассылке офферов и приеме на учебу). Но в целом, конечно, рассчитывать на подобные послабления не стоит.

Поступальная страда - осень за год до начала учебы. Если вы собираетесь ехать учиться в сентябре года X, то в год X-1 нужно примерно летом повыбирать университеты и сделать первый заход на тесты (TOEFL, GRE), в сентябре задуматься о транскриптах, в октябре - ноябре получить результаты тестов и, если надо, податься заново, сказав своим университетам, что ты будешь проходить тест в ноябре-декабре и ожидаешь получения результатов в январе. Осенью же надо делать рекомендации и писать statement of purpose. Документы должны быть получены университетами в декабре-январе: у самых крутых deadline в середине декабря, а у сравнительно слабых могут быть и в марте. Оптимальный вариант отсылки - с полукурьерскими службами типа Гарант-Пост: они отвозят курьером пакет в Америку, и там он кидается в первый попавшийся почтовый ящик. Дойдет примерно за неделю, на худой конец - полторы, и стоило это дело 70 или 80 рублей в 1999 г. Гнуть пальцы на FedEx, конечно, можно, но только если до deadline осталось три дня (и то не факт, что они вовремя доставят: у российских офисов вечные проблемы с таможней...). Другой оптимальный вариант - с оказией в Штаты, или хотя бы в Европу...


Стас Колеников


Copyright © 2000−2019 MMOnline.Ru | http://www.mmonline.ru/