MMOnline – Информационный портал о мехмате МГУ


Этот материал доступен в сети по адресу:
http://www.mmonline.ru/message/2907/


05.12.03 12:37  В столице прошел пробный ЕГЭ по математике

Московская тайна

На прошлой неделе в Москве прошел мини-экзамен по математике в форме Единого государственного экзамена (в этом году половина московских школьников будет сдавать выпускной по математике в форме ЕГЭ). В эксперименте приняли участие около 600 школьников, 50 первокурсников одного из московских педвузов и 50 школьных преподавателей математики. Эксперимент проводился по инициативе столичного департамента образования силами Московского института открытого образования (МИОО) и окружных методических центров.

Экзаменаторы решили выяснить, справится ли среднестатистический московский школьник со среднестатистическим вариантом ЕГЭ по математике. Для полной объективности результатов экзамен решено было проводить без предупреждения и на условиях абсолютной анонимности участников.

Как пояснил ГАЗЕТЕ куратор проекта в МИОО завкафедрой математики Иван Ященко, в каждом административном округе были наугад выбраны две школы, в каждой - по одному выпускному классу. Единственное условие - класс должен быть самым обыкновенным, не математическим и не гуманитарным, не самым сильным и не самым слабым.

В день сдачи ЕГЭ, 26 ноября, выпускники были сняты с уроков, причем об экзамене они узнали, только сев утром за парты. Таким же образом были выбраны две группы первокурсников одного из педвузов и группа учителей математики и методистов. Название педвуза и номера школ, писавших экзамен, засекречены - они известны буквально двум-трем организаторам эксперимента во избежание применения каких-либо штрафных санкций к школьникам, написавшим ЕГЭ хуже остальных.

Своих результатов никто не узнает - отчет будет подготовлен на основе средних данных по городу.

5% «двоек» и 25% «пятерок»

Из 600 выпускников, сдававших экзамен, в итоговую выборку были отобраны результаты 444 школьников, занимающихся по школьному учебнику алгебры под редакцией Колмогорова. Все они писали один вариант теста, составленный на основе демоверсии ЕГЭ образца 2004 года. Из варианта были исключены шесть заданий, основанных на темах, которые изучаются выпускниками в третьей и четвертой четвертях 11-го класса. Вместо них школьникам были предложены задания по темам из курса 9-го класса (сложение-вычитание дробей и квадратные уравнения).

В остальном ЕГЭ был идентичен демоверсии: 16 простых заданий группы А (выбрать правильный ответ из четырех предложенных), 10 более сложных заданий группы В (предложить свой ответ) и 4 задания группы С, соответствующих уровню вступительных экзаменов в технический вуз.

На выполнение всех 30 заданий отводилось 4 часа (напомним, что на 5-6 заданий традиционного экзамена по алгебре, аналогичных по сложности заданиям групп А и В, выпускникам дается 5 часов).

Как показали результаты экзамена, москвичи знают математику не хуже выпускников из других регионов, участвующих в эксперименте по ЕГЭ. «Уровень москвичей выше среднего, - говорит Иван Ященко. - Мы можем твердо сказать, что Москва ЕГЭ не боится». Если использовать шкалу перевода баллов ЕГЭ в школьную пятибалльную, использовавшуюся на ЕГЭ по математике в 2003 году, Москва показала вполне достойные результаты. «Двойки» получили менее 5% москвичей (в среднем по России в 2003 году - 14,1%) «тройки» - около 25% (по России - 42%), «четверки» - около 40-45% (по России - 32,4%), «пятерки» - 25% (по России -11,4%). Схожее распределение оценок получилось и у первокурсников.

Учителя подкачали

Однако высшего балла, означающего, что экзаменующийся справился и с самой сложной, вузовской, частью ЕГЭ - вопросами группы С, не получил никто. Более того, к первому вопросу группы С приступила только треть школьников, ко второму и третьему - меньше полупроцента. Четвертый вопрос группы С не попробовал решить ни один школьник.

С самой сложной частью ЕГЭ не справились и около 30% учителей. Видимо, они подзабыли вузовскую программу.

По мнению Ященко, такой расклад наглядно демонстрирует основную проблему ЕГЭ по математике - слишком большое количество заданий и слишком малый срок, отпущенный на их решение.

«Хронометраж показывает, что даже у сильных школьников на выполнение первых двух частей уходит около двух с половиной часов, а у учителей - полтора-два часа. За оставшиеся полтора часа решить сложные задания группы С нереально - на аналогичные задания на вступительных экзаменах дается четыре-пять часов, - полагает Ященко. - По существующей форме экзамен проводить нельзя: нужно убрать из теста всю группу А, чтобы дети не тратили время на задачи с выбором ответа (ведь ответ можно просто угадать, и тогда вероятность получить «тройку» равна 36%), и увеличить время на выполнение заданий».

С аналогичным предложением уже выступила глава столичного департамента образования Любовь Кезина, которая призвала Министерство образования сократить количество заданий как минимум в два раза и ликвидировать задания с выбором ответа.

Следующий пробный экзамен по математике в форме ЕГЭ пройдет в пяти экспериментальных округах Москвы (Западном, Южном, Восточном, Юго-Западном и Северо-Восточном административных округах) в апреле. В нем примут участие все выпускники всех школ пяти округов - около 47 тысяч человек.


GZT.ru


Copyright © 2000−2021 MMOnline.Ru | http://www.mmonline.ru/